ДОЛОЙ ПЬЯНЫЙ ПОЗОР

Рецензия на книгу Александра Николаевича Маюрова  «История борьбы с пьянством в России» (Москва, Институт Русской Цивилизации, 2016)

Пьянство – страшная беда. Для личности это болезнь, путь к деградации, чреватый семейной трагедией и преждевременной смертью. Для общества – социальная катастрофа, порождающая неполноценное население, конфликтные ситуации и неэффективную экономику.

Россия занимает первое место в мире по смертности от алкоголя. И 134-е по продолжительности жизни… Разве одного этого факта недостаточно, чтобы задуматься над причинами такого мирового позора?

Любая разумная девушка, думая о женихе, о будущем отце своих детей и главе семейства, искренне надеется: «Лишь бы не был алкашом. Лишь бы не пил…». И она абсолютно права. Она понимает, к чему может привести заигрывание с «огненным змием».

О вреде алкоголя понимают многие, но они думают, что пить нельзя МНОГО, а НЕМНОЖНО – можно.  Как же не пить на свадьбе, на юбилеях, наконец, на похоронах, размышляют они.

«Руси есть веселие пити, не можем без того быти», – сказал князь Киевский Владимир, отвергнув ислам, запрещавший употребление алкоголя, и приняв христианство в 988 году. А ведь его Церковь причислила к лику святых!

Или вспоминают знаменитый тост Сталина «За здоровье русского народа» в праздник Победы 1945 года. Неужели Сталин был не прав, публично подняв бокал с вином?

А посмотрите на названия водок: «Русская», «Столичная», «Славянская», «Русское Золото», «Русский стандарт», «Парламентская», есть даже «Богородская», «Абсолют» и «Веда». Казалось бы, русским языком написано. Что тут не ясно?

Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос дает книга «История борьбы с пьянством в России» Александра Николаевича Маюрова, президента Международной Академии Трезвости (МАТр). Она обобщает опыт трезвеннического движения за многие сотни лет, не только в нашей стране, но и за рубежом.

Прежде, чем перейти к изложению основного содержания книги, сообщим читателю несколько важных фактов и цитат, чтобы ввести его в курс темы как таковой.

Алкоголь – яд для любой живой клетки. В основе его лежит этиловый или винный спирт С2Н5ОН, воздействующий на нервную систему и все органы человека как наркотик. Он разрушает головной мозг, сердце, почки, сосуды, все структуры на молекулярном уровне и приводит к необратимым последствиям.  Вот почему умные люди обоснованно называют водку и вино отравой.

«Алкоголь и другие наркотики дают 90% повреждений генетического фонда», – заявил академик Федор Григорьевич Углов, знаменитый хирург-трезвенник, проводивший сложные операции в возрасте 100 лет.

Алкоголь вреден даже в малых дозах, особенно в детском и юношеском возрасте. Это доказали такие выдающиеся ученые России, как И.П.Павлов, И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев и многие другие. Кроме того, его употребление вызывает зависимость, когда уже трудно определить, где малая доза, а где большая.

Современный врач патологоанатом К.Г.Башарин, признанный лидер трезвеннического движения в Якутии, на основе многолетней практики доказал, как чудовищно влияет спиртное на плод младенца во чреве матери. Многие из отравленных детей становятся выкидышами, либо рождаются уродами.

Считается, что человечество знакомо с воздействием на здоровье и поведение людей алкогольных изделий не менее 10 тысяч лет. Но преимущества трезвости сначала понимали только мудрецы древней Индии, Китая, Эллады. Великий математик Пифагор сказал: «Пьянство есть упражнение в безумстве», а его соотечественник, гениальный философ Аристотель добавил: «Опьянение есть добровольное сумасшествие».

Вот почему мудрые эллины смеялись над теми, кто пил вино «по-скифски», то есть неразбавленным. Язычники разных стран пили вино, приготовленное с помощью естественного брожения сочных ягод винограда, в обрядовых целях, на оргиях в честь Диониса, Юпитера, Одина, Перуна и других античных богов. Вино зажигало кровь, веселило, и доводило наиболее горячих до исступления. Позже такие оргии были запрещены Церковью.

Феодосий Печерский, развивая учение Христа, его апостолов и святых отцов православной Церкви, записал еще в X веке «Слово о пьянстве», первую на Руси проповедь трезвого образа жизни. Он считал, что вино, поступая в организм, отгоняет от души Ангела-Хранителя и привлекает бесов.

Другое знаменитое «Слово о бражнике», написанное уже в XVII веке, пародирует тех христиан, которые пьют и одновременно славят Бога. Бражник считал, что пьянство – дело богоугодное и что оно не мешает грешной душе попасть в Рай.

Иной точки зрения придерживался великий светильник земли Русской, Преподобный Серафим Саровский. Проповедуя против пьянства, он сказал: «Вот вам моё завещание: не имейте в дому своём  не только вина, но даже и посуды винной». Это завещание было актуально, потому что, начиная с эпохи Петра Первого, любившего попойки, в нашу страну с Запада ввозилось огромное количество спиртных «напитков». Крепкий алкоголь, прежде продававшийся в аптеках в медицинских целях, стали разливать в чарки для бражки, пива и медовухи.

Организованная борьба с пьянством началась в России немногим более 150 лет назад, в том числе под влиянием Церкви, христианских орденов и международных союзов врачей. Согласно исследованиям А.Н. Маюрова и его соратников из МАТр, всю историю трезвеннического движения можно разбить на четыре основных этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП начинается в 1858-1860 годы. В это время в Виленской и Ковенской губерниях Российской империи возникли одни из первых обществ трезвости в нашем Отечестве. Затем подобные общества были созданы еще в 32 губерниях России во многих регионах.

Массовое трезвенническое движение развивалось как протест населения против откупной системы распространения алкоголя через десятки тысяч питейных заведений, в народе называемых «кабаками». Оно стало одним из серьезных элементов антикрепостнической борьбы крестьянства в период революционной ситуации 1859-1861 гг. Через образовавшиеся общества трезвости повсеместно осуществлялся бойкот кабакам. На крестьянских сходках при обществах решался вопрос об отказе от употребления водки и вина. Случались даже погромы питейных заведений, принадлежавших откупщикам.

Бунтарей усмиряли правительственными войсками. Некоторые организаторы питейных погромов попали на каторгу. Но именно под влиянием трезвеннического движения в октябре 1860 года была отменена откупная система, которая к 1863 году была заменена акцизной. А в знаменательном 1861 году в России было отменено и само крепостное право.

К сожалению, спаивание и ограбление народа не прекратилось. О том, как кабачники и корчмари довели русских мужиков до пропащей, скотской жизни рассказывает книга Ивана Гавриловича Прыжова «История кабаков в России», первый том которой вышел как раз в 1863 году. В художественной форме ужасные проявления пьянства эпохи Великих реформ описаны с психологической глубиной в знаменитых романах и дневнике гениального русского писателя Федорова Михайловича Достоевского. Очень ёмко об этой национальной трагедии сказал граф Алексей Константинович Толстой:

Стучат и расходятся чарки,

Рекой бушует вино,

Уносит деревни и села

И Русь затопляет оно.

Дерутся и режутся братья,

И мать дочерей продаёт,

Плач, песни, и вой, и проклятья…

Питейное дело растёт!..

 ВТОРОЙ ЭТАП трезвеннического движения принято отсчитывать с 1885 года, когда сельским обществам было дано право закрывать питейные заведения в пределах своих территорий. В течение нескольких лет десятки тысяч сельских обществ очистили свои земли от алкогольной отравы. Это помогло спасти жизни миллионов людей, особенно на Севере. Иначе наши чучки и якуты вымерли бы, как американские индейцы, которых сознательно спаивали европейские колонизаторы.

Позорное поражение великой, но подпитой Империи, в войне с трезвой Японией способствовало началу буржуазной революции 1905-1907 годов, которая привела к гражданским свободам и появлению Государственной Думы. Борьба за достоинство человека продолжилась уже в новых политических условиях.

В 1909 году состоялся Первый Всероссийский съезд антиалкогольных деятелей, принявший целый ряд важных решений по развитию трезвеннического движения в нашей стране. В этот период к нему подключились вожди Союза Русского Народа, многие авторитетные писатели и священники, такие как Св. Иоанн Кронштадский. Они объясняли, что пьянство – это грех и порок, что алкаши, втягивающие в попойки своих жен, детей и близких, это преступники-самоубицы.

Активную пропаганду против пьянства в этот период вел Лев Николаевич Толстой и целая плеяда его сторонников. Свидетели рассказывали, что, уходя из Ясной поляны, великий мыслитель оставил крестьянам лист бумаги, где крупными буквами было написано: «Мой завет – не пить вина и водки».

Признанным лидером антиалкогольного движения тогда был Михаил Дмитриевич Челышов, выходец из семьи крестьян-староверов, крупный промышленник, депутат от Самары, который произнёс и опубликовал более 100 речей о необходимости решительной борьбы с пьянством. Он убедительно доказал, что массовое употребление водки и вина приводит к вырождению людей, моральному разложению общества,  росту смертности и преступности. Государственный налог с алкогольных продаж – это узаконенное преступление против собственного народа. Если не признать пьянство болезнью и пороком, то никакое образование не поможет спасти народ от вырождения. И тогда его покорят другие, более трезвые нации. Пьяная армия не принесёт победу в грядущей войне, пророчествовал монархист Челышов: «В недалёком будущем результаты этого положения страны грозят пожаром, который будет сильнее, чем во времена Пугачёва”.

Накануне Первой мировой войны борьба с пьянством приобрела решительные формы. 11 марта 1914 года министр финансов Барк разрешил сельским общинам при необходимости закрывать местные питейные заведения, что вызвало подъем в трезвенническом движении. Новые ограничения на продажу спиртного были одобрены Императором Николем II.

18 июля 1914 года – за две недели до объявления Германией войны России – был принят «сухой закон», разработанный по инициативе М.Д. Челышова в специальной комиссии при Государственной Думе. А 22 августа, когда в стране началась всеобщая мобилизация, «сухой закон» ужесточили и продлили до завершения военных действий. Таким образом, он был в силе до 1924 года.

Уместно здесь вспомнить и тот факт, что 9-11 мая 1915 года на очередном Пироговском совещании, где собрались выдающиеся врачи и общественные деятели, было принято решение о признании алкоголя наркотиком.

МАТр в целях увековечения памяти этих важнейших решений учредило юбилейные медали и орден имени Челышова, которыми награждены подвижники трезвеннического движения современности.

В годы масонской (буржуазной) и социалистической (пролетарской) революций Российская Империя была разрушена, война проиграна, экономика разорена, правящие классы и духовенство уничтожены. А «сухой закон», хотя и нарушался, но всё-таки продолжал действовать. Он был отменен только в годы НЭПа, когда началось возрождение мелкобуржуазной стихии.

ТРЕТИЙ ЭТАП связан с первыми попытками трудящихся побороть пьянство своими силами. В 1927 году было основано Московское обществе борьбы с алкоголизмом, которое создало свои ячейки во многих промышленных центрах страны: Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Туле, Нижнем Новгороде, Свердловске, и даже в отдаленных регионах Советского Союза. Вскоре появились и другие подобные организации. К концу 1928 года они объединились во Всесоюзный совет противоалкогольных обществ (ВСПО) СССР. Начали выходить трезвеннические журналы и газеты в крупных городах.  Особенно активны были «Трезвость и культура» (Москва) и «За трезвость» (Харьков).

Много внимания общество уделяло вопросам антиалкогольного воспитания детей и подростков, подготовки квалифицированных кадров пропагандистов трезвого образа жизни, проведению антиалкогольных «недель» и «месячников», организации пропагандистских выставок, конкурсов, походов, клубов трезвости и другое.

Под влиянием ВСПО удалось снизить государственное производство водки и пива.  И хотя под давлением «культурно питейщиков» во власти деятельность общества была свернута, накануне Второй мировой войны СССР было одним из самых трезвых государств Европы.

Новейший, ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП, начался с середины 1960-х годов.  Дело в том, что после победы  над гитлеровской Германией, употребление алкоголя в СССР стало расти. Особенно в хрущевский период. В 1958 году производство вина и водки по сравнению с 1950 годом удвоилось, а в 1965 – утроилось. К 1980 году прирост стал больше на 300% по сравнению с 1958 годом и составил 8,7 л. спирта на человека, что было намного больше средних мировых показателей. И это только по официальной статистике, сознательно заниженной.

Как реакция общества на рост пьянства зародилось современное трезвенническое движение. Его важным этапом принято считать конференцию в г. Дзержинске в декабре 1981 года, где приняли участие академик Ф.Г. Углов, кандидат биологических наук Г.А. Шичко, социолог И.А. Красноносов и многие другие активисты. Под давлением общественности ЦК КПСС и Правительство СССР вынуждены были принять в 1985 году соответствующие документы.

В постсоветское время антиалкогольное движение получило всероссийский размах и продоложило свое развитие под названием «За трезвую Россию». И тут необходимо сказать несколько добрых слов об авторе рецензируемой книги, одном из зачинателей и лидеров современного этапа трезвеннического движения в СССР.

Александр Николаевич Маюров, ныне профессор, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусства, академик Академии социальных технологий, академик Международной академии прогноза, основатель и президент Международной академии трезвости, родился 20 апреля 1951 году в семье сельских учителей, в деревне Радушино Горьковской (ныне Нижегородской) области. После средней школы он окончил Горьковский педагогический институт и аспирантуру Владимирского государственного педагогического университета.

Работал педагогом в школе, заведующим библиотекой, директором детского дома, секретарем комитета комсомола в Индустриально-педагогическом техникуме, старшим научным сотрудником в Российской академии образования, генеральным представителем Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Волго-Вятском регионе и других местах.

В 1966 году Маюров организовал и руководил первой в СССР партей трезвости. Затем вместе с соратниками участвовал в создании Оргкомитета по формированию Российского общества трезвости. В 1972 году они организовали Всесоюзный опрос ученых и экспертов по антиалкогольной работе. В 1973 году Александр Николаевич провел первую в стране трезвенническую молодежную свадьбу. В 1976-1979 гг.  он – ответственный секретарь комиссии по антиалкогольной пропаганде Областной организации Всесоюзного общества «Знание», активный лектор. В год читал до 200-250 лекций по трезвеннической тематике! В 1980 году апостол трезвости издал первую свою книгу «Диалог о наболевшем».

В 1981 году Маюров инициатор и непосредственный организатор Всесоюзной межведомственной конференции «Борьба с пьянством и алкоголизмом в промышленном городе». За приглашение на конференцию академика Углова Ф.Г., биолога Шичко Г.А., социолога Красноносова И.А. и других убежденных сторонников трезвости был изгнан из аппарата Горьковского обкома комсомола и исключен из рядов КПСС. Затем был восстановлен и реабилитирован. В 1984-1985 гг. входил в рабочую группу ЦК КПСС по подготовке антиалкогольных постановления 1985 года.

В 1987 году в издательстве «Просвещение» вышло двухсоттысячным тиражом учебное пособие Маюрова «Антиалкогольное воспитание». Позже оно было переведено на иностранные языки и опубликовано в ряде стран мира.

Александр Николаевич был ответственным редакторам многих изданий: «Трезвость и культура» (1988-1990), «Нижегородец» (1990-1991), «Вестник энциклопедии наркотизма» (1992-1998), «Оптималист» (1998-1999). С 1992 года возглавляет Редакционный совет «Всемирной энциклопедии наркотизма и трезвости».

С 1996 года и по настоящее время Маюров руководит постоянно действующим Международным форумом по собриологии, профилактике, социальной педагогике и алкологии, который в разные годы проходила в России, Бельгии, США, на Кипре и Украине. Последние годы съезды проходили в Севастополе и Сочи. На форумах МАТр выступают крупные специалисты и видные общественники, обмениваются опытом на «круглых столах», проводят свои мастер-классы.

Маюров – член координационного совета Союза борьбы за народную трезвость. Он также участвовал в деятельности Международной независимой ассоциации трезвости, Интернационального союза безнаркотического воспитания, является председателем попечительского совета Молодежной антинаркотической федерации России.

Список российских и международных организаций, с которыми сотрудничает наш автор, велик. Пусть он не обижается, если мы что-то пропустим. Зато еще раз обратим внимание на то, что Александр Николаевич стал сначала одним из учредителей Академии социальных технологий (АСТ) в Санкт-Петербурге, а затем в 2003 году создал и возглавил Международную академию трезвости. Именно её деятельность привела к нашему плодотворному сотрудничеству, одним из результатов которого стала публикация книги «История борьбы с пьянством в России».

Как ученый и педагог А.Н. Маюров заложил основы собриологии – науки о трезвости. По этим вопросам он выступал с докладами на многих всемирных конгрессах и конференциях в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве, Швеции, Норвегии, Германии, Бельгии, США, Италии, Кипре, Израиле, Швейцарии и других государствах.

Маюров – автор более 100 книг, монографий, учебников, учебных пособий, справочников и энциклопедий, а также более 3000 статей по проблемам наркотизма и трезвости. Он неоднократно печатался в многомиллионных изданиях, таких как «Правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь», «Комсомольская правда», «Советская культура», «Учительская газета», «Семья и школа», «Студенческий меридиан» и т.д., а также новых изданиях послесоветского времени. Его труды увидели свет во многих странах мира.

За выдающийся вклад во всемирно дело пропаганды трезвого и здорового образа жизни Маюров награждён медалями, памятными знаками и грамотами. Он лауреат нескольких премий.

Александр Николаевич хороший семьянин. У него есть сын и двое внуков. Он постоянно проживает в Нижнем Новгороде. Однако ему часто приходится ездить по России и зарубежью с лекциями и в качестве авторитетного руководителя.

Маюров считает, что проблема алкоголизации российского общества разрешима. Не сразу, конечно, но постепенно и с помощью усилий организованных соратников. Ведь у нас есть опытные специалисты-лекторы и учебники по собриологии, есть клубы трезвости и здорового образа жизни, есть движение за создание семейных усадеб на нравственных основах, есть Русские пробежки, в которых принимает участие много спортивной молодежи, есть соответствующие газеты, журналы, сайты, страницы в социальных сетях интернета.

Более двух третей населения Земли живёт в трезвости. Около 700 народов на нашей планете обходится без алкоголя. Более 400 религий исповедуют трезвость. Это, прежде всего: ислам, буддизм, вишнуизм, индуизм, конфуцианство. Если другие народы могут жить трезво, почему мы не можем?

В заключение скажу несколько слов о себе. В нашей семье нет пристрастия к алкоголю. Родители выпивали только по большим праздникам, как было принято везде. Никогда в жизни я не видел пьяного отца и тем более – нетрезвую мать.  Долгие годы я тоже следовал этой традиции. Выпивал немного сухого вина, чтобы поддержать дружескую кампанию, сказать красивый тост. Но потом завязал с выпивкой вообще.

Иногда за границей, где иногда доводилось бывать, меня спрашивали: «Почему вы не пьете? Вы что не русский?». Тогда я в штуку отвечал: «Я пью водку только из самовара. У вас есть самовар?». Юмор понимали некоторые, но не все. На Западе, да и на Востоке тоже, многие люди были убеждены, что все русские – пьяницы, а водка  – якобы наш «традиционный национальный напиток».

Умный человек, помни, что выпивка – это не только твоё частное дело, это дело чести всего твоего народа.  Не оправдывайся, что пьёшь «по обычаю», пьёшь на честно заработанные деньги, да «не по утрам», а по вечерам, на праздники. Алкоголь и другие наркотики – это страшное оружие массового истребления людей в руках наших противников. «Русский не курит, русский не пьет, русский здоровье семьи бережёт», – вот наш спасительный принцип.

Вспомни, брат, как алкаш Ельцин пропил Россию и опозорил всю страну своими пьяными выходками. Вспомни, как смеялись американцы над нажравшимся Хрущевым, который наложил в штаны в одном из лифтов Ньй-Йорка. Вспомни тысячи вонючих бомжей, отравленных алкоголем, которые валяются повсюду – в подземных переходах, во дворах, в подъездах…

Хватит позора! Довольно пить отраву «за здоровье»! Только трезвая Россия станет Великой.

Павел Владимирович Тулаев,  

профессор МСИ, действительный член МАТр.

МоскваСочи, 11-19 октября 2016 года.