Очерк по итогам Славянского хода

Славянский мир – велик и многообразен. Его составляют 16 народов общей численностью около 300 миллионов человек. Они образуют 14 государств: Россия, Украина, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Последние шесть земель еще недавно составляли федеративное государство Югославия, а от Украины недавно отделились Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика.

Славяне – это большая семья народов, имеющих общие родовые корни, схожесть антропологических признаков, похожие языки, религиозные традиции и образ жизни. Будучи частью европеоидной расы как более широкой биологической общности, славяне делятся на несколько этнических типов, племенных групп и субэтносов, иногда различимых только по наречию и месту проживания.

Казалось бы, мы должны хорошо знать друг друга и понимать. Однако в действительности даже не все славянофилы могут похвастаться хорошим знанием нашей общеславянской истории и культуры, полной достижений, драматических событий и конфликтов. Для углубления духовного единства и взаимности на основе МСОО «Всеславянский Собор» в прошлом году была учреждена новая организация «Всеславянский Союз».

С 25 июня по 9 июля 2016 года состоялся Славянский Ход, организованный по инициативе Президиума МСОО «Всеславянский Союз» во главе с его Председателем, директором Института Русской Цивилизации и главным редактором газеты «Русский Вестник», д.э.н. Олегом Анатольевичем Платоновым.

Общий план предварительно был согласован с руководителями клуба русских мотоциклистов «Ночные волки», следовавших своим ходом. Наш марш проходил по следующему маршруту: Москва – Минск – Варшава – Грюнвальд – Щецин – о. Рюген – Берлин – Прага – Микульчицы – Нитра – Братислава – Вена – Кобрин – Москва. Эта уникальная по своему смыслу поездка длилась две недели. Делегация из России и Беларуси общим количеством 35 человек ехала на туристическом автобусе.

Делегацию России сформировали люди разных профессий и возрастов. Наряду с ветеранами славянского движения, такими как: А.А. Григорович, Н.А. Детков, А.В. Фатула, Е.Н. Гаврилова, Б.Ю. Земцов, В.Ю. Садков, П.В. Тулаев (ученый секретарь), были деятели молодого возраста: Д.В. Орлов (оргсекретарь), Ф.А. Лебедь, М.Ю. Дронов, Л.В. Гаврилова. Белоруссию представляли: В.М. Ерчак, В.С. Комисарук и Н.А. Манаенкова. Официальную делегацию сопровождали музыканты: казачий ансамбль «Белый камень» под руководством В.М. Бутрова, выдающаяся певица И.Н. Леонова, вокалисты К.В. Хмелевский и Д.Л.  Редкобайкина и др. Духовно окормлял нашу группу православный священник отец Кирилл (А.С. Сахаров).

Подготовка к Славянскому Ходу длилась несколько недель и оказалась непростой, поскольку оргкомитету помимо идеологических вопросов приходилось решать проблемы финансовые, технические и визовые. Приятно планировать зарубежную поездку на два-три человека в одну страну, и совсем другое дело подготовить базу для передвижения и проживания более трех десятков человек в семи странах. Сразу было понятно, что такой сложности маршрут не пройдет гладко. И всё же мы осилили его. Всю намеченную программу выполнили с достоинством. 

От Москвы до Минска

Утром 25 июня мы собрались у автобуса, который ждал нас у Парка победы, рядом с Поклонной горой. В этом символическом месте мы совершили молебен по случаю начала паломничества по местам истории и славы наших предков. В начале дороги Олег Анатольевич высказал напутственные слова о значении Славянского хода.

Первым местом следования был город-герой Минск, столица братской Белорусской республики. Наш славянский союз всегда уделял большое внимание белорусам. Ежегодно мы проводим по две-три совместные конференции, посвященные актуальным проблемам. Поэтому нас встречали в Минске, как родных, как добрых друзей, с хлебом-солью, иконами и хоругвями. Разместились мы в «Доме милосердия» – великолепном архитектурном комплексе, состоящем из храма в честь Святого Праведного Иова Многострадального, культурно-просветительского центра и гостиницы для паломников с прекрасным садом. Вечером была организована экскурсия по городу, короткая, но насыщенная по содержанию. Всем понравилась чистота и простор минских улиц, а также благолепие православных храмов, среди которых особенно запомнился блистающий золотыми куполами Собор Всех святых. Утром, перед отправлением в дальний путь, нас провожала целая делегация активистов славянского движения Беларуси.

Фотохроника

В Польше: Варшава и Грюнвальд

От Минска до Варшавы 550 километров, то есть полдня езды. Однако при пересечении границы с государством, входящим в Европейский Союз и НАТО, не обошлось без проблем. Из-за неточности в указании начала срока визы один из наших делегатов был задержан до полуночи. К вечеру с небольшим опозданием мы были в столице Польши, где в Доме комбатантов нас ждали давние друзья: Болеслав Тейковский и Барбара Кригер вместе с соратниками из Польского славянского комитета. После торжественной встречи ветераны были награждены почетными дипломами, а сама беседа, посвященная итогам и перспективам русско-польского сотрудничества, завершилась импровизированным концертом наших музыкантов. Ночевали мы под Варшавой, в частной гостинице знакомого по предыдущей поездке пана Виташка.

 Отдохнув и подкрепившись, утром нового дня мы продолжили путь на север, в сторону Грюнвальда, где в 1410 году состоялась великая битва между Тевтонским орденом рыцарей и объединёнными силами польско-литовско-русского войска. Около 30 тысяч воинов под общим руководством короля Ягайло и Великого Князя Витовта разбило 20 тысяч крестоносцев, во главе с великим магистром Ульрихом фон Юнгингеном. Тогда славяне одержали внушительную победу, которая позволила на века отодвинуть немецкую угрозу.

По случаю 500-летия Грюнвальдского сражения был сооружен грандиозный исторический мемориал, который стал целью нашего паломничества. Он расположен на историческом месте битвы в Острудском повете Варминьско-Мазурского воеводства Польши.

Уместно напомнить о том, что осенью 1914 года здесь произошло еще одно сражение, известное как битва под Танненбергом. В этой битве войска Германского Рейха разбили части Российской империи.

Подъехав к Грюнвальду мы купили цветы для возложения к памятнику героям и, выйдя на поле, развернули знамена: Императорский штандарт с инициалами Государя Николая Александровича, флаги России и СССР. К мемориалу мы двинулись Крестным ходом с молитвами. В момент торжества к нам подъехала полиция и потребовала свернуть советские знамена. По местным законам в ЕС запрещена коммунистическая символика, как у нас нацистская. Инцидент был зарегистрирован, но до штрафа не дошло. Миролюбивые полицейские отпустили нас с Богом.

Фотохроника

НА ОСТРОВЕ РЮГЕН

 Далее маршрут следовал через портовый город Щецин, куда мы прибыли поздно вечером для ночевки в гостинице «Панорама». Многие делегаты сожалели о том, что не было времени для ознакомления со старинным славянским центром. К тому же зарядил дождь. В эту пасмурную погоду мы въехали на территорию современной Германии, где нас встречали очередные полицейские для формальной проверки документов.

От Щецина до Рюгена всего три часа езды. Этот сравнительно небольшой отрезок пути был наполнен особенным смыслом, поскольку многие понимали, что Рюген, исторический остров Руян и мифологический Буян, одна из главных целей нашего паломничества. Эту мысль подчеркнул в своем вводном выступлении глава делегации Платонов, предложив мне как специалисту рассказать подробнее о священном острове, о древней крепости Аркона и истории борьбы балтийских славян с датчанами и саксами.

Руян был одним из главных военно-политических и торговых центров наших давних предков в Балтийском море, которое прежде именовалось Варяжским или Скифским. С античных времён сюда стекались поселенцы, воины и торговцы из разных стран. На северном мысе Аркона был сооружен храмовый град с пантеоном языческих богов во главе со Световитом. Ему приносились богатые жертвы по случаю побед и урожаев.  Изобильный и богатый Руян вызывал зависть у германцев. Борьба за гегемонию на южном берегу Балтики длилась несколько веков, пока в 1168 крепость не была окончательно захвачена и разорена западными агрессорами. В народной памяти Аркона сохранилась как город-герой. Легендарной крепости посвящены песни и стихи, а Руян соотносится с волшебным Буяном, где находится священный камень Алатырь и Дуб, из-под которого бьет ключом Живая вода.

Миновав приморский город Штральзунд, мы под аплодисменты въехали на мост, соединяющий материк с островом Рюгеном. В целом он напоминает курортную зону с уютными деревнями, состоящими из частных усадеб. Для ночевки в Путгартене (на самом севере мыса Аркона) мы заранее забронировали места в доме отдыха, перестроенного из бывшей фермы. По случаю приезда большой делегации из России хозяйка гостиницы Каролина устроила праздничный ужин в своем имении «Hofgut Wollin», завершившийся концертом наших артистов под открытым небом. Он был своеобразной репетицией для программного выступления в специально подготовленном зале. Об этом событии местные жители были оповещены через электронную и бумажную афиши. И хотя зрителей собралось немного, гостеприимная Каролина под сильным впечатлением от русского искусства сердечно благодарила музыкантов.

В день приезда на Рюген мы не успели посетить его главные достопримечательности, зато окунулись в Балтийское море. Наше купание скорее напоминало обряд, чем отдых, поскольку длилось всего несколько минут.

С утра на следующий день мы отправились на мыс Аркона, где устроен современный туристический центр со множеством магазинов и небольших музеев. Сообщение осуществляется экскурсионным «паровозиком» на колесах. На нем мы доехали до того места, где некогда на отвесном берегу располагался древний город. Сейчас от него остался лишь Славянский вал (Slawischer Burgwall), поросший травою. Из-за сильного дождя мы вынуждены были укрыться в старинном маяке, где ныне расположен один из музеев. На самом верху этого символического сооружения отец Кирилл провел молебен в память о славянских предках, погибших при обороне Арконы.

С мыса Аркона мы направились в посёлок Altenkirchen (Старая церковь). Местный Христианский храм был построен еще в средние века и знаменит тем, что в одну из его стен вмонтирован барельеф под названием «Камень Световита». Он изображает жреца, держащего в руках рог изобилия, который во время языческих обрядов наполнялся вином или зерном. После Альтенкирхе мы доехали на автобусе до города Берген, административного центра острова Рюген. Прогулявшись пешком по уютным улочкам небольшого города, зашли в церковь Девы Марии (Marienkirche), заложенную в XII веке. Действующий храм сохранил атмосферу старинных протестантских церквей, с богатым алтарем, деревянными скамейками и органной музыкой.

До революции остров Рюген был популярен среди граждан Российской Империи как благоустроенный курорт. Сюда приезжали отдохнуть тысячи наших соотечественников. При Гитлере начал осуществляться проект превращения острова в народный санаторий. Уже были заложен фундамент под стандартные общежития общей длинной в несколько километров. Война остановила эту стройку, а секретную военно-морскую базу на острове заняли советские моряки. Сейчас она превращена в музей и открыта для общего обозрения.

Фотохроника

На Берлин

 От Рюгена мы стали продвигаться на юг в сторону Праги, сделав остановку в Берлине, столице Пруссии, Германского рейха и ГДР. Этот типичный немецкий город был основан в XIII столетии на месте древних славянских поселений, когда православная Русь уже имела сотни градов и весей. Окраины мегаполиса производят впечатление советского города. Это связано с общим социалистическим прошлым наших стран. Кроме того, северо-восточная часть Берлина после Великой Победы 1945 года находилась под советской оккупацией. Город был разделен союзниками на четыре зоны, а сам Берлин оказался капиталистическим островом в социалистическом окружении. В 1961 году была построена знаменитая Берлинская стена, которая до 1989 года делила столицу на два противоборствующих мира. Стоит заметить, что одним из инициаторов стены был известный писатель из Беларуси Э.М. Скобелев, описавший эту историю в своих воспоминаниях.

Постепенно дома, размалеванные граффити, сменяют респектабельные здания и на горизонте появляется знаменитая башня берлинского телевидения, вторая по высоте после московской. Объезжая центр города, первым делом мы направились в Трептов парк, где вскоре после окончания войны, вслед за памятником в Тиргартене, был построен грандиозный мемориал и захоронены 5 000 солдат Красной армии, погибших при взятии Берлина. Подняв Императорский штандарт и советские знамена, мы с молитвами направились к величественной скульптуре Воина-освободителя, держащего на руках спасенную немецкую девочку. В этот раз полиция, дежурившая на машине, нас не тронула, а только издалека наблюдала происходящую церемонию. На обратном пути я обратил внимание, что каждая из мемориальных плит, окружающих площадь, украшена барельефом на героические темы и содержит цитату из выступлений И.В. Сталина времен В.О.В.

Затем автобус доставил нас до Рейхстага, действующего немецкого парламента, название которого у людей старшего поколения ассоциируется со знаменем Победы. Это величественное здание в стиле немецкого классицизма, полностью реконструированное и недавно дополненное современным куполом из стекла, сегодня является центром политической жизни всей Европы, а не только Германии, поскольку именно немцы задают тон в оркестре Европейского Союза.

Сделав памятные фотографии на фоне Рейхстага, мы стали знакомится с центром столицы.  Вопреки распространенному мнению, что весь Берлин был разрушен, в городе очень много старинных зданий XVIII-XX веков. Многие из них содержат элементы классической античной архитектуры, особенно музеи, соборы и театры. Символ Берлина – Бранденбургские ворота – представляют собой триумфальную арку в стиле Афинского Акрополя. Из-за недостатка времени нам не удалось посмотреть многого, но волей случая мы оказались рядом с нарядным зданием Российского посольства, выгодно отличающегося от американского. Обойдя пешком несколько кварталов Берлина, мы снова собрались в автобусе и направились далее на юг.

Фотохроника

Сказочный Будишин

Следующим пунктом нашего маршрута был город Баутцен, бывший Будишин, известный как культурная столица Лужицких сербов. Название этого этноса созвучно балканским сербам, потому что это одно из имен древних славян в целом. По-другому их называли Вендами (Windisch) или Венетами (Veneti). Лужицкая археологическая культура (от топонима Лужица), расположенная между бассейнами рек Лабы и Вислы, одна из древнейших в Европе. Здесь уже во II тысячелетии до Р.Х. развивалась праславянская цивилизация Лугиев (Lausiz). В эпоху экспансии в первые века н.э. древние славяне колонизировали всю центральную и северо-восточную Европу: от Балтийского моря до Черного. Во времена викингов германцы стали теснить славян на восток. После завоевательных войн Карла Великого их территория значительно уменьшилась, а покоренные земли подверглись тотальной германизации. Немецкая экспансия продолжилась и в последующие века, особенно во второй половине XIX века, когда рост прусского милитаризма привёл к созданию Германского рейха. С тех пор лужицкие сербы живут преимущественно в районе Будишина и Котбуса. Их общая численность не превышает 60 тысяч человек, но они сохранили свои древние традиции и обряды, восходящие к языческим временам, очень похожие на древнерусские.

В Баутцен мы приехали поздно вечером и разместились в гостинице рядом со старинным замком. Утром нашим взорам открылась сказочная красота средневекового города, с крепостными башнями, с мощенными камнем улочками, живописными зданиями и кирхами. Вот где подлинная древность и самобытность! Прогуливаясь по мостовым, мы наткнулись на книжный магазин с литературой о лужицких сербах. Он оказался частью «Домовины», культурного и административного центра лужичан. «Домовина» была основана в 1912 году и объединяла два десятка серболужицких организаций, которые занимались сохранением и развитием народных традиций. Немецкие нацисты запретили деятельность лужицкого центра, но в ГДР сербы снова обрели потерянные права. Сейчас «Домовина» спонсируется из специального фонда и имеет несколько направлений деятельности, включая Сербский музей, научно-исследовательский Сербский институт, национальное издательство имени Я.А.Смолера, газету «Serbske Nowiny», специальные образовательные и детские программы. В книжном магазине и в приемной «Домовины» нам подарили туристические и рекламные буклеты о широкой деятельности этой организации, хотя общение было ограничено личными контактами.

После «Домовины» мы пошли в Сербский музей. Он расположен внутри старого замка и занимает трехэтажное здание. Основу коллекции составляют этнографические экспонаты, среди которых ярко выделяются национальные костюмы лужичанок различных видов. Это многообразные наряды, вышивки, чепчики, накрахмаленные воротники, платки, женские украшения, хранящиеся не только в музее, но и в добропорядочных семьях. Их одевают по случаю больших праздников. Стоит заметить, что лужичане большей частью католики, а не протестанты, чему содействует местное братство святых Кирилла и Мефодия. На втором этаже представлены экспонаты по истории лужицкого народа в XIX-XX веках. Интересно, что по итогам ВОВ обсуждался проект присоединения Лужицы к социалистической Чехословакии, но по ряду причин она осталась частью ГДР.

 

В ЗЛАТОЙ ПРАГЕ

 Из Будишина мы направились в Прагу, по пути заночевав в уютном отеле города Либерец. От него до столицы Чехии всего пару часов езды. Поэтому вскоре мы уже пересекли черту мегаполиса. В местной гостинице нас ожидал давний друг и верный соратник Зденек Опатршил, председатель Всеславянского комитета и член президиума МСОО Всеславянский Союз.

Первый день в Праге, к сожалению, оказался сумбурным. Несколько утренних часов ушло на размещение. Два часа мы просидели в Российском центре науки и культуры в ожидании концерта, который в целом прошел хорошо. Еще час потратили на обмен валюты (здесь принимают только кроны). Кроме того, зарядил сильный дождь, из-за которого пришлось отменить первую экскурсию.  В этот же день произошло ЧП, в результате которого двух членов делегации неадекватного поведения пришлось срочно вернуть на родину.

К счастью, следующий день 3 июля оказался солнечным и во всех отношениях удачным. Начался он с экскурсии по городу, которую любезно провел гостеприимный Зденек. Первая наша остановка была у Славянской липы, посаженой участниками юбилейного славянского конгресса 1998 года. Затем мы подъехали к православному храму в честь Св. Кирилла и Мефодия, где мы застали часть службы. Отсюда мы прошли пешком до реки Влтавы, чьи берега соединяют старинные мосты. От модернистского здания из стекла и железа, получившего ироничное название «танцующего дома», мы повернули в сторону исторического центра и прошлись по набережной до Национального театра. Это великолепное здание построено по проекту архитектора Йозефа Зитека в духе неоренессанса. И таких шедевров в Праге сотни, в самых различных стилях и формах.

С ближайшего моста открывается красивый вид на Пражский кремль. Полюбовавшись пейзажем мы последовали до Стрелецкого острова. Он известен также как Славянский, поскольку в 1848 году здесь, во дворце Жофин, проходил Первый Всеславянский конгресс. Чехи, да и все западные славяне, высоко оценивают это историческое событие, в котором принимали участие выдающиеся деятели славянского возрождения той эпохи. Однако нельзя забывать, что так называемая «Весна народов» 1848 года по сути была общеевропейской антиимпериалистической революцией и, в частности, была направлена против России. Если Франтишек Палацкий, Карл Ригер, Павел Шафарик и другие мыслители искали пути мирного объединения славян в рамках Австро-Венгрии, то такие революционеры как Михаил Бакунин, Людовит Штур, Йозеф Гурбан вышли на баррикады, чтобы свергнуть монархический режим. Для Россиян более важным и конструктивным был Всеславянский съезд 1867 года, проходивший в Санкт-Петербурге и в Москве под покровительством Русской православной церкви и Императорской семьи. Тем не менее мы почтили память пионеров славянского движения и сделали общий снимок на фоне шикарного интерьера дворца Жофин.

После этого в режиме свободного времени мы гуляли по Праге, красивейшему городу Европы, основанному в IX век династией Пршемысловичей. Каждый смотрел то, что ему было интересно. Например, Зденек рекомендовал послушать бой Пражских курантов на площади Старого града, где к полудню собрались в ожидании сотни туристов. Старинные часы на ратуши имеют уникальный механизм с указанием астрономического расположения планет и украшены миниатюрными скульптурами 12 евангелистов. На старой площади все здания красивые. Вместе они образуют великолепный архитектурный ансамбль. Однако первым делом бросается в глаза выдающийся на фоне синего неба костел Девы Марии с двумя неоготическими башнями. В Праге несколько зданий в этом стиле: Кафедральный собор Св. Витта, Мостовая башня, Дом «У каменного колокола». Частные усадьбы построены в духе ренессанса или классицизма, а среди городских улочек обращают на себя внимание фасады в стиле модерн, с изощренными формами и мозаиками.  До Пражского Кремля, откуда открывается великолепная панорама на старый город, в этом году мы не дошли (здесь я был благодаря Зденеку несколько лет назад), зато прогулялись по знаменитому Карлову мосту и сделали памятные снимки живописных видов набережной. Мимоходом обратили внимание на великолепную архитектуру Общественного дома, где проходят приемы и собрания. На здание, где останавливался Суворов. Прошли мимо Музея коммунизма, который рекламируют на плакатах с изображением Матрешки с клыками вампира.

После обеда мы снова собрались на Стрелецком острове, где заранее была спланирована встреча и совместная акция с «Ночными волками». Она состояла из выступлений лидеров делегаций и концерта под открытым небом. С приветственной речью к собравшимся обратились Зденек Опатршил, Олег Антольевич Платонов и Милош Зверина, говорившие о важности духовного единства и взаимности славян. От имени мотоциклистов выступил Александр Шульц, русский немец, объединивший под знаменем дружбы байкеров из разных стран. После этого события состоялась церемония возложения цветов к памятнику советским воинам – освободителям Праги на Ольшанском кладбище. Здесь есть также несколько могил воинам Русской Освободительной Армии (РОА), принимавшим участие в этой стратегической операции.

Приятным сюрпризом была встреча с давними знакомыми из семьи Хромиковых. Они пригласили меня домой на частный ужин, где мы обменялись новостями и мнением о новых событиях. Зденка Хромикова много лет сотрудничает со Всеславянским комитетом, неоднократно была в России, и хочет, чтобы её дочь Ярмила продолжила эту добрую традицию. К ночи гостеприимные чехи подвезли меня до самой гостиницы, что стало заключительным аккордом счастливого дня.

 

Микульчицы

Утром наша делегация отправились на автобусе в Нитру, один из древнейших городов Словакии, где 4 июля открывался Славянский фестиваль. Когда мы въехали в Моравию (так называются земли Чехии вокруг реки Моравы, впадающей в Дунай), пейзажи за окном стали более разнообразными: появились холмы, хлебные поля, подсолнухи и виноград.

По пути мы остановились на пару часов в старинном селе Микульчицы (Mikulčice-Valy). Это место знаменито тем, что здесь уже в VII веке было крупное славянское поселение, которое стало княжеской резиденцией. Микульчицы были одной из столиц Великой Моравии, сильной державы, объединившей земли современной Венгрии, Словакии, Чехии, а также Силезии, Малой Польши и Карпатской Руси. Она была наследницей первого славянского государства Само. Именно в Микульчицы князь Ростислав пригласил в 863 году православных миссионеров – солунских братьев Кирилла и Мефодия. Вот почему на территории сравнительно небольшого селения обнаружено несколько фундаментов православных храмов IX-X веков.

На просторной поляне у исторического места, рядом с памятником Св. Кириллу и Мефодию, нас ждали «Ночные волки» и местные жители, подготовившие небольшой концерт по случаю встречи. Вскоре к нам подошел директор музея, чтобы обменяться приветствиями и сувенирами. Мы развернули Императорский штандарт и знамена рядом с флагами русских мотоциклистов. Все торжество заняло не более часа. Словаки пели свои прекрасные народные песни, а когда очередь дошла до наших музыкантов и зазвучала словацкая мелодия две фольклорные группы объединились в единый хор.

Археологический музей мы буквально пробежали, поскольку нам надо было срочно ехать дальше. Зато подаренный альбом о Микульчицах даёт подробное представление о древнем поселении с уникальной исторической судьбой.

Славянский фестиваль в Нитре

В Нитру, где по традиции ежегодно проводится славянский фестиваль, мы успели как раз к началу концерта, как говорится, с корабля на бал.  Праздник проходил на главной площади города. Перед огромной сценой, где в момент нашего прибытия выступали танцоры из Сербии, было выставлено около тысячи пластиковых кресел. Зрителей было не очень много, потому что пик торжеств начался под вечер. Неожиданным сюрпризом оказалось выступление наших соотечественников: ансамбля рожечников из Белгорода и фольклорной группы из Беларуси. После них вышла на сцену певица Ирина Леонова, вдохновенно исполнившая венок из славянских песен. Затем объявили «Белый камень», и наши фольклористы спели несколько задушевных песен Донских и Терских казаков. За ними последовали коллективы из других славянских стран, но уже через час был объявлен перерыв.

У нас появилась возможность разместиться в гостинице, привести себя в порядок, поужинать и приступить к ознакомлению с Нитрой. Вечером мы успели посмотреть только часть старого центра, прошлись по пешеходной улице, посидели в кафе. Поэтому с утра сразу направились к замку на горе, где шла подготовка к фестивалю исторической реконструкции и ярмарке ремесленников.

Нитра считается древнейшим городом Словакии. Первые поселения на этом месте были уже в каменном веке. В VII столетии по Р.Х Нитра стала частью славянского государства Само. Впервые город упомянут в хронике 828 года в связи со строительством христианской церкви. Под руководством князя Прибина в этом регионе сформировалось первое словацкое государство, со своим епископством и воинской дружиной. После распада Великой Моравии Нитра сохраняла особый статус. Современный вид средневековый город, разрушенный войнами и пожарами, получил в начале XVIII, когда он был перестроен в стиле барокко.

На замковой горе, которую хорошо видно со всех окраин, возвышается кафедральный собор Св. Эмерама с епископским дворцом, внешне напоминающим крепость. Этот католический храм, действующий с XI столетия, строился несколько веков.  Он сочетает романский и готический стиль, а интерьер – элементы ренессанса и барокко. Православному взгляду непривычно изобилие скульптур и мраморных колонн с позолоченными капителями. Остается смешанное впечатление величия и холода.  Когда мы вошли в церковь, там шло богослужение с органной музыкой. Минорные гармонии согревают собор, делают его более человечным.

Рядом с храмом открыта Епархиальная сокровищница. Здесь выставлены под стеклом драгоценности и реликвии: кресты, иконы, чаши, епископские посохи и одеяния. В нескольких шагах от музея расположена площадка для обозрения округи Нитры с птичьего полета. Перед взором открывается чудесный пейзаж с зелёными полями и холмами, городскими улочками и площадями.

5 июля утром на главной площади начался всеобщий молебен в память Св. Кирилла и Мефодия. Когда мы спустились с замковой горы, в центре города собрались уже тысячи христиан: все сидячие места были заняты, многие стояли или прохаживались по площади, некоторые раздавали листовки религиозного содержания или программу фестиваля. Когда месса, проведенная под руководством епископа и церковного хора завершилась, продолжился фольклорный праздник.

Наша делегация направилась в парк, где состоялся очередной концерт, завершившийся награждением участников грамотами. Мы вручили от имени Президиума ВСОО «Всеславянский Союз» памятные дипломы Зденеку Опатршилу и Милошу Зверине. Потом всех нас пригласили принять участие в церемонии посадки символической Славянской Липы. Эта инициатива принадлежала руководителям программы «Дорогами славянской дружбы» в рамках мотопробега байкеров. Крепкие ребята, одетые в кожаные косухи и черные майки, смотрелись весьма контрастно на фоне тоненькой липки, которую они посадили в Нитре. О серьёзности намерений свидетельствовал памятный камень, где была выгравировано посвящение от имени «Славянского мира» с указание даты и места.

Мне снова было доверено держать в руках во время церемонии Императорский штандарт с инициалами Государя Николая Александровича и золотой надписью «С нами Бог». Любознательные люди подходили, чтобы сфотографироваться на его фоне.

Логичным завершением второго дня нашего пребывания на славянском фестивале стал прощальный вечер под открытым небом в пригородах. На зелёной лужайке перед импровизированной сценой собрались делегации и фольклорные коллективы из братских стран. Снова зазвучали душевные песни, раздалась ритмичная танцевальная музыка…Хозяева угощали собравшихся пивом и легкими закусками. Трезвенники пили за здравие минеральную воду и заедали арбузом.

Гостеприимную Нитру мы покидали с чувством выполненного долга и гордости за свою национальную культуру, которую любят и ценят во всех странах мира.

Братислава

После завершения фестиваля начался наш обратный путь. Он проходил через Братиславу, столицу Словакии, расположенную на западной границе с Австрией.

Старинный город на Дунае имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. В античные времена здесь стояла крепость кельтов Биатек. Первое письменное упоминание о Братиславе эпохи Великой Моравии относится к 907 году, когда мадьяры одержали решительную победу над армией Баварии. На сотни лет судьба города была связана с Венгрией. В XVI веке она становится её столицей и коронационным местом. В начале XX веке Братислава стала частью Чехословакии, а с 1993 года столицей независимой Словацкой республики.

Для русских важно знать также, что на востоке Словакии находится часть Карпатской Руси. Сейчас это Прешовский край, а до войны в состав Чехословакии входило Подкарпатье вместе с Ужгородом и Мукачевым. Об этом нам рассказали подробно Андрей Васильевич Фатула, глава Межрегионального объединения русинов, и Михаил Юрьевич Дронов, специалист по истории русинов в Словакии.

Сегодня Братислава – один из наиболее динамично развивающихся городов Европы. Его население составляет более 430 тысяч человек. Это крупный индустриальный и торговый центр, большой речной порт. Когда приближаешься к городу, за окном видны новые районы с современными домами из стекла и бетона, промышленные предприятия, строительные и грузовые краны.

Первая наша остановка была у Нового моста через Дунай. С него открывается просторный вид на побережье. Пройдя через мост пешком, мы оказались в старом городе напротив замковой горы. По бульвару дошли до Национального театра и скоро оказались в самом центре у ратуши.

Потом к нам в автобус подсела добровольный экскурсовод Марина, русская эмигрантка из Чечни. Она очень живо рассказывала о Братиславе и её жителях. Вместе с Мариной мы посетили главную достопримечательность столицы – Братиславский град. Величественный замок белого цвета с четырьмя башнями по углам, возвышающийся на горе, виден со всех окраин. Эта крепость, заложенная еще в IX веке, видела многих захватчиков: её осаждали татары, турки, французы. Несколько веков она была резиденцией венгерских королей. А теперь здесь музей. Замок окружен большим садом с изумительной цветочной оранжереей. Со смотровой площадки открывается захватывающая панорама старого и нового города, через который протекает широкий Дунай.

В этот же день наша делегация посетила мемориал советским солдатам. Он представляет собой большой скульптурный комплекс, в центре которого расположена высокая стела с воином Красной Армии, держащим в руках Знамя Победы. Художественные барельефы отражают трагедию военных лет. На огромных плитах выбиты имена солдат и офицеров погибших при освобождении Братиславы в 1945 году, общим числом более 6 тысяч. Здесь отец Кирилл отслужил очередной молебен, и мы помянули героев ВОВ.

Вечером в Доме науки и культуры состоялся концерт наших артистов. Собрался небольшой круг сотрудников и друзей-патриотов, но зато принимали соотечественников очень тепло. «Белый камень» пел на бис, а Ирину Леонову провожали до самого автобуса.

Вена

От Братиславы до Вены 80 км, то есть примерно час езды. Раньше этот короткий путь можно было совершить на рейсовом трамвае, а сейчас на любом транспорте, в том числе на катере по Дунаю.

Словакия и Австрия связаны тесными узами с древних времен, когда большинство населения Восточных Альп составляли венеды, предки славян. В эпоху Римской колонизации Вена называлась Виндобона.  Зальцбург, Грац, Клагенфур и другие города прежде тоже были центрами вендов, но в течении веков подверглись германизации, как лужицкие сербы.

Мы приехали в столицу бывшей Австрийской Империи (Österreich – значит Восточная Империя), поздно вечером. Времени оставалось только на размещение. Зато на следующий день целых 6 часов гуляли по городу.

Для меня Вена – часть личной судьбы, поскольку в середине 1960-х годов здесь жила наша семья. Тогда отец, офицер внешней разведки, был командирован в МАГАТЕ (Международное агентство по атомной энергии). Мы жили на улице Штернварте, рядом с парком Turkenschanz, где в XV веке город осаждали турки, а в XIX веке были разбиты скверы. Главное воспоминание детства – это чистота и уют упорядоченного европейского быта, веселые вальсы Штрауса на фоне советской патриотической музыки.  При освобождении Вены от гитлеровцев погибло 18 000 советских солдат, а всей Австрии – 27 000 человек. При этом ни один памятник архитектуры серьезно не пострадал.

Сегодняшняя Вена – это крупнейший культурный центр, прославленный своей классической музыкальной школой, десятками богатых музеев и выставок, величественными храмами и роскошными дворцами. Наша гостиница находилась недалеко от старого города. До центра мы небольшой группой добирались всего за 20-25 минут на метро: от станции «Альзер штрассе» до «Штефанс плац». Эскалатор вывел нас прямо на улицу рядом с собором Св. Стефана (Stephansdom) – красивейшего храма, ставшего символом католического города. Заложен собор был в XII веке, а современный вид приобрел в XV веке. Его грандиозная архитектура в готическом стиле захватывает дух. Сильное впечатление производит Южная башня, уносящаяся в небо на высоту 137 метров. Она сама состоит из множества вытянутых башенок с каменной резьбой. Просторная крыша покрыта черепицей, выложенной народными узорами зеленого и желтого цвета. Фасад и ворота построены в романском духе с арками и скульптурами. Внутри собор очень просторный, с высокими сводами. Здесь некогда было 34 алтаря, а сейчас залы наполнены туристами. За три евро можно подняться на лифте на площадку обозрения, откуда открывается чудесная панорама. Рассматривая Вену с птичьего полета, я с радостью узнал парк Пратер с колесом обозрения, где я гулял в детстве.

Рядом с собором Св. Стефана, на улице Domgasse 5, три года жил Вольфганг Амадей Моцарт, гениальный австрийский композитор. Именно здесь он написал свою знаменитую оперу «Свадьба Фигаро». Как меломан я не мог пройти мимо этой достопримечательности, и пока мои спутники Гавриловы, мама и дочь, прогуливались по округе, я познакомился с венским периодом жизни великого музыканта. Когда мы проходили мимо Венской оперы, грандиозного театра в духе ренессанса, костюмированные артисты вручили нам изящно оформленные программы музыкальной жизни столицы, котороми мы, к сожалению, не смогли воспользоваться.

Наш пеший маршрут следовал до Музея истории искусств, содержащего одну из богатейших коллекций в мире. Спроектированный архитектором Готфридом Земпером, он образует единый архитектурный комплекс вместе с Музеем естествознания. Этот ансамбль представляет собой жемчужину городского кольца – Рингштрассе, где расположены многие достопримечатеольности. Сам дворец, особенно шикарный вестибюль и мраморные лестницы, настоящий шедевр. По грандиозности его можно сравнить с Эрмитажем и Лувром. В музее, где хранятся картины Дюрера, Рубенса, Рафаэля, Беллини, Микеланджело, Веласкеса и других гениев живописи, не говоря уже о залах с экспонатами античной культуры и средневековья, можно провести несколько дней. А у нас был только один час! Более внимательно я познакомился с залом Питера Брейгеля, где его творчество представлено весьма разнообразно. Пробежав по музею и купив на память буклеты, мы вынуждены были покинуть храм муз, чтобы продолжить ознакомление с городом.

По просьбе Людмилы Гавриловой, молодой художницы-монументалистки, на обратном пути мы подошли к зданию Венского сецессиона, построенного в духе модерна. Признанным лидером этого направления в Австрии был художник Густав Климт. Сегодня его культ крайне коммерциализирован, как в Испании культ Сальвадора Дали: повсюду раздают рекламы музея Климта, в центре города расположен специальный магазин с репродукциями его картин, продаются магнитики с его произведениями.

Чтобы как следует ознакомится с Веной, нужны не часы, а дни и недели. Здесь можно посмотреть дворец императора Франца Иозефа и личные апартаменты Императрицы Марии Терезии, кстати, внешне похожую на нашу Екатерину Великую. Можно посетить Национальную библиотеку или дворцовый комплекс Бельведер. Можно пройтись по зеленым паркам или зайти на площадь Австрийского парламента, перед которым возвышается четырехметровая статуя Афины Паллады из белого мрамора и позолоты. Хотелось бы покататься на прогулочном катере по голубому Дунаю, посетить загородные дворцы и замки, но наша поездка подходила к концу, а впереди нас ждал марш-бросок Вена – Москва, протяженностью около 2 000 км.

Обратный путь

Из Вены мы выехали во второй половине дня. Весь вечер, ночь и утро наш автобус ехал без больших остановок. Настроение было немного грустное, потому что самые яркие страницы Славянского Хода были уже позади.

Ночью мы снова проехали территорию Чехии, Польши, и утром оказались у границы с Беларусью. Там в городе Кобрин нас ждал вместе с друзьями Владимир Александрович Сацевич, ветеран славянского движения.

Кобрин известен тем, что в конце XVIII века он был частным поместьем генералиссимуса Суворова. Здесь Александр Васильевич провел последние месяцы своей жизни в 1800 году, после знаменитого Итало-Швейцарского похода. Личный дом русского полководца, не знавшего поражений, превращен в музей общенационального значения. Весьма скромное по своему убранству жилище, представляет собой памятник истории и быта эпохи Павла I. Здесь собрано оружие, воинские мундиры, награды и документы того времени.  Рядом сравнительно недавно был построен Кобринский военно-исторический музей имени А.В. Суворова. Он дает более широкую панораму истории города и Кобринского края от первых поселенцев до постсоветского времени.

Мы разместились в гостинице «Беларусь» в самом центре небольшого города. По сравнению с Европой обращает на себя внимание сравнительная дешевизна сервиса и продуктов, хотя качество на самом высоком уровне. Неожиданностью для нас стало появление в Беларуси новых денежных знаков, сделанных в стиле евро, но с национальной символикой.  Все цены были деноминированы на четыре нуля, и бывшие 10 000 равны теперь 1 рублю. Снова появились металлические копейки… Надолго ли они сохранят свою стоимость?

Знакомство с Кобрином для большинства участников Хода началось с музея Суворова, где мы сфотографировались на фоне бюста великого полководца. Потом состоялась встреча с активистами славянского движения в здании районной администрации. Она прошла под председательством Сацевича и Платонова в жанре вопрос-ответ. Олег Анатольевич высказал несколько важных пожеланий на будущее, поскольку Беларусь играет ключевую роль в славянском мире.

Затем желающие были приглашены посетить храм святого Александра Невского, построенного на месте братской могилы русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года. Рядом находится памятник в честь первой победы русских войск над Наполеоном. Недалеко отсюда Свято-Рождественская церковь, строительство которой было начато в 2004 году в память А. В. Суворова.

Эти православные святыни вызывают неоднозначные комментарии у белорусских националистов. Они воспринимают историю Кобрина как часть Польско-Литовского государства и считают Суворова агрессором. В соседней Украине глубокий политический кризис, доведенный до гражданской войны, тоже начинался с переоценки русской истории. Поэтому стоит обратить внимание на опасные симптомы уже сейчас.

Нас окружали в Кобрине искренние друзья. Они не только провели экскурсии, поделились планами и проблемами, но и организовали деревенскую баню. Как приятно попариться с веничком после дальней поездке по Европе!

Отдохнув в прекрасных условиях, мы утром были уже в полной готовности к последнему броску до дома. Когда Сацевич пришел провожать нас к автобусу, его ждала почетная грамота, врученная под казачьи песни.

После Кобрина мы не делали больше никаких остановок, кроме технических. Вот за окном промелькнула табличка с названием города Орша – значит недалеко до границы с Россией. А там уже и Смоленск. В памяти всплывают слова из песни Булата Окуджавы «По смоленской дороге…». Сколько войск, наших и неприятельских, ходило в обе стороны? Сколько историй слышала эта земля, истоптанная сапогами? И вот, мы современники XXI века, возвращаемся в Москву на комфортабельном автобусе. Другие времена, другие нравы.

За Смоленской областью следует Московская. До дома уже рукой подать. Сразу пропадает сонливость и начинается счет на километры. Недалеко от столицы, мы попрощались с семьей Платоновых, которые высадились рядом со своим загородным имением. Снова рукопожатия, слова благодарности, пожелания на будущее.

Еще не пересекли МКАД, а уже слышны звонки мобильных телефонов. Участники Хода торопятся сообщить родным, что скоро они будут в Москве. У парка Победы многих встречали на машинах. А я поехал, как обычно, на метро. За спиной рюкзак, а в руках ноутбук и книжки – сувениры от замечательной поездки.

 

Итоги поездки

Подводя общие итоги, хочется в первую очередь высказать слова признательности тем людям, благодаря которым поездка состоялась: Олегу Анатольевичу Платонову, вдохновителю и инициатору Славянского Хода, не побоявшегося трудностей; Дмитрию Орлову, сделавшему очень много по техническому обеспечению маршрута и сопровождавшему путь своими душевными комментариями; Отцу Кириллу, духовнику нашей делегации, за то, что он молитвенно поддерживал каждого из нас и провел достойные молебны в честь воинов-героев. Музыкальные выступления ансамбля «Белый камень», Ирины Леоновой, Дианы Редкобайкиной, Кирилла Хмелевского, сделали наше путешествие более праздничным.

Все мы дополняли друг друга. Не случайно, Отец Кирилл назвал наш автобус «славянской академий на колесах». Хотя не обошлось и без конфликтов. Чувствовались различия в возрасте, воспитании, интересах и привычках. Находиться в тесном коллективе в течение двух недель непросто.  К сожалению, хромала и дисциплина: иногда автобусу приходилось ждать опоздавших более получаса.

Чтобы с толком использовать время в долгой дороге, Олег Анатольевич время от времени делал комментарии по различным темам. Его дополняли другие участники Славянского Хода. На обратном пути мы, обсудили его итоги.

Проехавшись «галопом по Европам», мы не смогли объять необъятное, но получили уникальную возможность охватить мир западного славянства как бы единым взором. Этот мир живет своими заботами с давних времен. Россия для него – такая же terra incognita, как для большинства россиян – Словакия или Рюген. Русский язык славяне понимают, но говорят на нем немногие.

И всё же есть духовные и генетические нити, скрепляющие наши братские народы. Например, повсюду мы видели глубокое уважение к христианской миссии равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Во всех крупных городах чтится память о советских воинах-освободителях от фашизма.

Очевидно и то, что славянский мир тесно переплетается с германским. Такие величественные столицы, как Вена и Братислава, показывают, к каким достижениям привело сотрудничество немцев и славян. А разве само российское государство не испытало влияние германского мира? Основой антизападного Священного Союза в XIX веке было мирное сотрудничество между Россией, Австрией и Пруссией. Крах европейских империй после буржуазных и социалистических революций начался именно с германо-славянской войны!

Сегодня «третья сила» в лице США, НАТО, отчасти Англии, снова пытаются развязать европейскую катастрофу. Потому, что она выгодна им, а не нам.

Славяне России, Белоруссии, Украины, Донбасса желают мира и плодотворного сотрудничества. И миссия нашего Славянского Хода как раз заключалась в том, чтобы средствами народной дипломатии продемонстрировать эту волю, к взаимопониманию и согласию. Показать мягкую силу нашей твердой воли к Победе сил добра и справедливости.

Наша программа была выполнена, несмотря на многие проблемы. Она стала настоящим прорывом в славянском движении. Теперь предстоит обобщить впечатления в форме специального выпуска газеты «Русский Вестник».

Полученный опыт хотелось бы развить и продолжить. Уже имеется план Славянского Хода по Балканам. Однако к нему надо готовиться более тщательно, заранее изучив маршрут с различных точек зрения. Личный состав делегации желательно подбирать из профессионалов, заслуженных людей. Для обеспечения технической части лучше привлекать специалистов, чтобы избежать непредвиденных сбоев.

  Скорее всего, следующая поездка состоится летом 2017 года, после Всеславянского съезда в Москве. А пока будем готовиться к этому знаменательному событию.

Павел Тулаев, Москва, 20 июля 2016 года.