«ЖИВА ВЕЛИКАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ». К 80-летию композитора Геннадия Чернова

 

Концертные программы в России всегда поражали своим разнообразием жанров, высоким профессионализмом и творческим размахом. И, казалось бы, в Москве как культурной и политической столице нашей Родины можно увидеть и услышать всё, на любой вкус. В целом так оно и есть, однако в этом море концертов, спектаклей, шоу, премьер и т.п. весьма скромное место занимает творчество современных классических композитов. Попасть на такое событие – для подлинных ценителей это удача.

Вот именно такое счастливое событие состоялось 29 ноября 2017 года в Российской академия музыки имени Гнесиных на Малом Ржевском. Симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации под управлением заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Дурыгина представил авторскую программу выдающегося композитора нашего времени Геннадия Владимировича Чернова (р. 1937) по случаю его 80-летия.

В кругу профессиональных музыкантов и меломанов Чернов не нуждается в рекомендации. Он классик симфонического жанра, профессор кафедры композиции и инструментовки, воспитавший несколько поколений учеников: имеет много заслуженных титулов и наград. Главная заслуга маэстро состоит в том, что его творчество, эпическое по размаху и виртуозное, многокрасочное по форме, общепризнанно и пользуется популярностью не только у нас в стране, но и за рубежом, а его произведения исполняются на самых престижных сценах мира.

Свою музыкальную родословную Геннадий Владимирович ведет от мастера композиции и инструментовки О.К. Эйгеса и его учителя Н.С. Жиляева, хотя он испытал влияние многих гениев. Его любимые жанры: симфония, музыка для камерно-инструментального исполнения, для духовых и народных оркестров.

Вчера мы услышали произведения разных лет, знаменитые, менее известные и две премьеры. После вступительного слова доктора искусствоведения, профессора Татьяны Красниковой первое отделение открыла «Элегическая поэма для струнного оркестра». Лирическая по настроению и размеренная по темпу, элегия задала общий настрой на эстетические размышления.

Эту линию продолжила баркаролла «Утро любви» в духе поэта Семена Надсона для 2-солирующих кларнетов, арфы и струнного оркестра, публично исполненная впервые. Кларнеты (Евгения Воронцова и Теймур Ахундов) предстали во всей красе постмодерна, а волшебная арфа (исполнитель не объявлен) робко шептала свою партию на заднем плане. «Только утро любви хорошо» – писал когда-то эстет Серебряного века. А по мне так любовь и в закат хороша, когда тело уж дремлет, но бодра душа!

Вслед за небольшими по размеру произведениями прозвучала объемная Симфония №3 для струнного оркестра в трёх частях. Её дирижировал подполковник Константин Петрович. Тревожно-философский настрой первой части, полной сложных гармоний, сменила динамичная вторая часть, где за суховатыми формулами полифонии, слышна была драма жизни, с её эмоциональными, нежными и минорными красками. В третьей части противоречивое развитие достигло накала современных страстей и выстрелило жестким финалом.

Второе отделение открыла всемирно знаменитая Восточная фантазия Г.В. Чернова «Памяти Н.А. Римского-Корсакова», написанная для кларнета и большого симфонического оркестра. Её великолепное исполнение под руководством дирижера Сергей Дурыгина было подобно явлению небесной радуги после грозы и дождя. Необыкновенной красоты мелодия, навеянная иракским фольклором, получила виртуозное развитие в партии солирующего кларнета Максима Анисимова. Оркестр звучал, как многоголосое эхо, и плескался фантастическими гармониями, где порой угадывались лейтмотивы Римского-Корсакова и его восточных сказок. А возможно и детские сны Геннадия Владимировича, родившегося в Ташкенте.

Наконец, была объявлена главная премьера – одночастная Симфония №7 для большого симфонического оркестра «Посвящение А.П.Бородину», завершенная Черновым в 2017 году. Её тоже дирижировал Сергей Дурыгин. Здесь мы услышали богатырский дух русской земли, выраженный через мощь современной оркестровой полифонии. Геннадий Владимирович чувствует своё профессиональное родство с великим Бородиным, в том числе потому, что оба начинали свою карьеру в качестве химиков, а завершили как композиторы. Однако главное для Чернова это то, что его великий предшественник свято верил в живучесть богатырской силы русского народа, могучего и непобедимого. Этот пафос прозвучал в ключевых аккордах Седьмой симфонии, сложных, драматичных, но стремительных и утверждающих, особенно в её грандиозном финале.

Под бурные аплодисменты и возгласы: «Браво!» завершилась концертная часть творческого вечера. Поклонники несли на сцену букеты цветов. Прозвучали слова восхищения и благодарности.

После концерта состоялся праздничный банкет, который не ограничился юбилейными тостами, а стал неформальной частью дружеского общения. Среди приглашенных было много музыкантов и исполнителей, друзей и учеников почетного юбиляра: Ю.А.Дунаев, В.А. Панин, Т.Красникова, Е.Анисимова-Липс, А.Староверова и другие, не менее достойные упоминания.

Из всех выступлений мне более запомнились слова моего давнего знакомого, композитора Юрия Алекандровича Дунаева: «В творчестве Геннадия Владимировича Чернова, – сказал он, – жива великая традиция русской классической музыки».

От души поздравляем Вас, дорогой наш юбиляр. Желаем вам доброго здравия, многая лета и новых творческих успехов.

Павел Владимирович Тулаев.