ОПЫТ МОЕГО ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тулаев П.В.

Профессор Международного славянского института (Москва)

ОПЫТ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

«РОДНОЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ»

Доклад на международной конференции «ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ: РЕТРОСПЕКЦИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ», организованной Российской академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва, ул. Мясницкая, 21).

 Аннотация

Итогом научно-исследовательской и педагогической деятельности становится переход от анализа отдельных проблем культуры к синтезу, то есть обобщению собственных знаний и опыта предшественников. Этот путь привёл меня к подготовке и проведению лекционного курса «РОДНОЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ» с использованием музыкального и видео ряда. Его цель – углубить знания учащихся, расширить круг востребованных тем, стимулировать творческие поиски и новые технические решения. На основе курса готовится учебный фильм.

Annotation

The result of scientific research and teaching activities is the transition from the analysis of individual problems of culture to synthesis, that is, the generalization of their own knowledge and experience of their predecessors. This path led me to the preparation and conduct of the lecture course «NATIVE WORLD IN ARTISTIC AND MUSICAL IMAGES» using musically and video series. Its goal is to deepen students’ knowledge, expand the range of topics demanded and stimulate their creative searches and new technical solutions. A training film is being prepared based on the course.

Ключевые слова: Русская культура, родной мир, эстетика, музыка, художники, творчество, образование и воспитание.

Key words: Russian culture, native world, aesthetics, music, artists, creativity, education and upbringing.

 

Уважаемые организаторы и участники конференции!

Приоритетной задачей образовательных учреждений современной России является патриотическое воспитание нового поколения художников, искусствоведов и творческой молодежи в целом на основе общего, специального и исторического образования.

В одном из своих программных выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Большой вклад в патриотическое воспитание студентов и выпускников вносят Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российский научно-исследовательский институт культурного наследия имени Д.С.Лихачева, Творческое объединение «Время молодых XXI», действующее при Московском Доме общественных организаций Комитета общественных связей Правительства Москвы, а также другие учреждения, чья миссия – образование и поддержка молодых художников, предоставление им стартовой площадки, возможности заявить о себе, о своем творчестве.

Просматривая работы начинающих художников, пишущих на исторические темы, обращает на себя внимание стереотипный подход. Авторы тяготеют к наиболее распространённым или заданным сюжетам (пейзажи, портреты знаменитых героев и царей, исторические битвы, тема революции и т.д.). По стилю преобладают классический реализм или импрессионизм с упрощенной, одномерной композицией.

Чтобы способствовать дальнейшему повышению качества творческой работы, я на основе многолетнего научно-исследовательского и педагогического опыта подготовил и прочитал в Международном славянском институте авторский курс «РОДНОЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ». Его цель – углубить знания учащихся, расширить круг востребованных тем, стимулировать творческие поиски и новые технические решения.

Лекции, проходившие в одной из учебных аудиторий ВУЗа, сопровождались музыкальным и видео рядом на большом экране с помощью компьютерной техники и ассистента.

В рамках семинарских занятий происходило обсуждение содержания лекции, а также особенностей художественных работ классиков и современников, посвятивших свои работы историческим сюжетам (содержательный, сравнительный и стилистический анализ).

Углубление в историю отечественной и мировой культуры с акцентом на эстетику позволило слушателям сосредоточить внимание на малоизвестных, незаслуженно забытых личностях и сюжетах. В этом направлении нас призывал работать великий энциклопедист М.В. Ломоносов, составивший список героических страниц истории наших предков для мозаичных работ.

Современная техника даёт возможность реконструировать редкие фотографии, превращая их в качественные цветные портреты.  Компьютерные программы предлагают различные формы дизайна и монтажа. Есть и другие технологии, о которых рассказали сами художники.

Дополнительная цель моего курса в МСИ состояла в том, чтобы создать творческую группу по формированию нового направления монументального, мультимедийного, интерактивного искусства, где молодые художники, а также дизайнеры, музыканты, искусствоведы, могли бы работать в коллективе, дополняя друг друга, используя новейшие достижения техники.

Эта цель была достигнута частично, но не полностью. Курс записан на видео с учётом аудиовизуального сопровождения, начата работа по обработке записей и монтажа учебного фильма. Из-за недостатка материальных средств этот процесс временно приостановлен.

Надеюсь, что в лице руководителей упомянутых учреждений я найду не только понимание, но и поддержку, чтобы успешно продолжить начатую работу. Предлагаю повторить свой курс в улучшенном виде в рамках программы академии И.С. Глазунова, тем более, что при жизни он сам предлагал мне читать лекции в его любимом детище.  Прилагаю ниже план-проспект моего курса.

РОДНОЙ МИР В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ

Программа спецкурса 2019 в Международном Славянском Институте

ВВЕДЕНИЕ В КУРС. Его цели и методология. План занятий. Ключевые понятия. Главные проблемы. Закономерности и особенности Российской цивилизации. Новые открытия Прошлого. Творческая аристократии Будущего.  Значение курса для слушателей, методы работы в группе и индивидуально.

ИСТОКИ РОДНОГО МИРА ОТ ДОИСТОРИЧЕСКИХ ВРЕМЕН ДО АНТИЧНОСТИ. Глубина памяти. Скифы, Венеды, Русь дохристианской эпохи. Древние боги: мифология и символика.  Восточная мудрость. Эстетика традиционных культов.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО И ДВОЕВЕРИЕ НА РУСИ. Великий Новгород и Киев до покорения монголо-татарской ордой. Князья Рюриковичи, богатыри, витязи, скоморохи. Народный эпос и музыкальный фольклор. Византийское православие и храмовое искусство.

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО КАК «ТРЕТИЙ РИМ». От возвышения Кремля до завоевания Сибири. Православный Государь Иван Грозный. Христианская литургия, литература, иконопись, архитектура.  Домострой. Культ добротолюбия, праведности и святости.

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Великие преобразования Петра Первого и императрицы Екатерины. Санкт-Петербург как северно-европейская столица. Развитие отечественной науки и культуры в эпоху Просвещения.

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.  Дворянская аристократия.  Неоклассицизм. Революционное масонство до и после Наполеона. Пушкинская эпоха. Славянофилы и западники. «Могучая кучка» и рождение национальной школы классической музыки. Великие русские писатели и художники.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ОТ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Достижения отечественной науки и техники.  Народники и социалисты. «Серебряный век» русской культуры. От натурализма и импрессионизма к символизму.  Декаданс и революция в искусстве.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВЗРЫВ 1917 ГОДА И ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА.  Классовая борьба и коммунистическая пропаганда в ленинский период. ВКП (б). Комсомол. Пролеткульт. Союзы безбожников. «Долой стыд». От Интернационала к мировой революции. Культура русской эмиграции первого поколения.

СССР ВО ГЛАВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА. Строительство социализма в сталинскую эпоху. Искусство революционного плаката.  Театр и кино. Социалистический реализм.  Герои и враги народа.  Вторая мировая война и её отражение в культуре.  Сталинизм. «Советский ампир» в архитектуре.  Монументальное искусство. Достижения науки и техники. Советские патриоты, подпольные националисты и диссиденты-западники в искусстве.

ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ XXI ВЕКА. Кризис коммунизма и крах СССР.  От либерализма к беспределу.  Интернет и новые технологии связи. Хаос универсального постмодерна. Новый национализм как источник «цветных революций». Общественные, религиозные и сетевые альтернативы развития.  Мультимедийное и интерактивное искусство.  Общий итог.

Составитель и автор: профессор Тулаев Павел Владимирович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *