КТО ТАКИЕ ВАНДАЛЫ?
На днях мой давний приятель Вольфганг Акунов пригласил меня на презентацию своей книги «Вандалы» (М., «Вече», 2025) в знаменитый магазин «Библио-Глобус» в самом центре Москвы. И я, несмотря на большую занятость, решил обязательно пойти. Не только потому, что автор – знаменитый писатель, талантливый популяризатор истории, специалист по германскому миру, военной и рыцарской тематике, ветеран казачьего, православного монархического, а шире – русского патриотического движения, но также из-за углубленного интереса к самой теме.
Как справедливо написано в аннотации к изданию, составившей основу текста рекламной рассылки, «вандалы – незаслуженно оклеветанный народ». Сам этот этноним стал именем нарицательным. Он ассоциируется с грубым варварством, насилием, бессмысленным разрушением, так называемым «вандализмом». На самом деле вандалы имели славную, богатую событиями историю: от первых веков христианской эры и краха Римской Империи – до возвышения Византии и формирования Руси. Они были варварами в прямом, а не в переносном смысле, также, как скифы, готы, викинги.
Во время выступления с трансляцией через интернет Вольфганг Акунов продемонстрировал блестящие знание многочисленных фактов античной и средневековой эпохи. Оратор говорило ярко, эмоционально, убедительно, без шпаргалок и запинок, как опытный лектор. В течение часа он сделал достаточно подробный обзор легендарного пути вандалов: от берегов Балтийского моря – до северной Африки, красочно описал завоевание ими Рима и Карфагена, проанализировал политические интриги, особенности военной тактики и религиозных взглядов.
Хрестоматийные данные, которые можно почерпнуть в классических произведениях Юлия Цезаря и Прокопия Кесарийского, в обобщающих трудах таких западных авторитетов, как Моммзен или Гиббон, в энциклопедиях, которые сегодня легко скачать из сети с помощью нескольких кликов, могут удовлетворить любознательных студентов, любителей познавательного чтения. Однако, мне как специалисту по славяно-русским древностям, в научно-популярной лекции уважаемого коллеги не хватало важных деталей, связанных с этногенезом вандалов. Общие фразы о «германском народе, пришедшем из Скандинавии» для меня недостаточны. Поэтому я позволю себе дополнить замечательный в целом труд писателя Акунова результатами моих многолетних исследований по заявленной теме.
Этимология и мифология
Западные историки ищут истоки вандалов в Ютландии, северная часть которой называется Вендсюссель, а мыс Скаген ранее именовался Вандильскаги. Тут древнее племя кимвров-завоевателей, пришедших из Восточной Европы за несколько веков до Р.Х., столкнулось с античной цивилизацией кельтов и венетов. Вандальские дружины часто возглавляли норманны и балты. В связи с этим распространено мнение о германском происхождении вандалов.
О какой именно Германии тут идёт речь? Само это географическое понятие (от лат. Germani – родственные, соседние племена), сравнительно молодое. У римлян имя «германцы» впервые упоминается на триумфальных фестах и в «Записках о Галльской войне». Историк Публий Корнелий Тацит, живший на рубеже I-II веков н.э., прямо говорит: «Имя «Германия» новое и недавно вошедшее в употребление: сначала «германцами» называлось то племя, которое первое перешло Рейн и вытеснило галлов и которое теперь называется тунграми. Таким образом, укрепилось имя целого народа, а не одного племени: сначала [галлы] стали так называть всех [жителей Германии] по имени победителя из страха, а потом те и сами усвоили себе имя германцев, приданное им [галлами]».
Wendel – это германизированное произношение названия исконно европейского народа «венды» (venden) или «венеты» (veneti), чьи топонимы рассеяны от Причерноморья до Атлантики. Есть основания утверждать, что корни венетов, упоминаемых Юлием Цезарем, связаны с древней Лужицкой культурой в районе Силезии (Slenz, Slezko, Schleisien). Именно здесь, у истоков Лабы и Вислы, к северу от Карпат, где античные географы помещали Вандальские горы (нынешние Судеты), археологи находят много предметов вандальского типа.
Лугии были многочисленным народом, состоявшим из нескольких племён. На их древних землях выросла цивилизация лужицких сербов, чье имя созвучно балканским сербам, потому что это одно из названий славян в целом. В средние века Лугию называли Белая Сербия (Белa Србиja), а сокращенно – Бойка (Бојка, греч. Boiki). Согласно трактату «Об управлении империей» Константина Багрянородного, здесь была прародина сербов, откуда некоторая их часть в VII веке ушла на Балканы.
О вандалах история сохранила множество свидетельств и преданий, которые отчасти легендарны, а отчасти отражают историческую правду. Среди поляков, у которых до сих пор популярно имя Ванда, распространена легенда о происхождении их народа от князя Вандала, коим именем прежде называлась река Висла. В русских архивах сохранилось предание о Вандале, “царе Новгородском”, сыне Словена, родоначальнике славян.
В скандинавских источниках мы находим сказание о противоборстве асов и ванов, уходящее корнями в троянскую эпоху. Асы – это древний род богов и предков, пришедших в северную Европу из Азии. В других текстах они упоминаются как асы (ясы, язиги) наряду с аланами. Их этнический состав обсуждается исследователями, но общепризнано, что наиболее знаменитым племенем были роксаланы, обитавшие между Танаисом и Борисфеном, на территории Скифии.
Ваны (др.-исланд. Vanir) были богами плодородия народа, соседнего асам и альвам (предкам албанцев). У асов с ванами была великая война, получившая отражение в германском эпосе. Согласно “Старшей Эдде” в Ноатуне (новом граде) у вана Ньёрда и его жены Скади родились сын Фрейр (господин) и дочь Фрейя (госпожа). Они были “прекрасны собою и могущественны и тоже стали богами (асами)”. Фрейру были подвластны дожди и солнечный свет, а Фрейя, имевшая прозвище Wanadis (т.е. вендская), покровительствовала любви и небесной славе. Она была всех благосклоннее к людским молитвам и забирала с поля брани героев к себе на небо, в Фолькванг.
Древние саги, собранные Снорри Стурлусоном, в метафорической форме отражают реальные исторические события. Асгард существовал в Парфии, Троя – в Анатолии, Малая Свитьод – это Скандинавия, а Большая Свитьод – Великая Скифия, где на пути “из варяг в греки” возникла Русь. Все это абсолютно достоверно, ибо подтверждается научными данными. Но если так, то имя ванов должно быть связано с существованием вполне реальных стран и государств.
Посмотрите внимательнее на историческую карту Восточной Европы. Дон в античные времена имел название Танаис, а по скандинавским источникам – Танаквисль, или Ванаквисль. В “Круге земном” сказано, что “местность у её устья называлась тогда “Страной ванов”, или жилищем ванов”, что соответствует высказыванию Прокопия Кесарийского о вандалах, живших у Меотийского озера. Танаквисль впадает в “длинный залив, что зовется Чёрным морем. Он разделяет части света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые – Энеей”.
Знатоки античной географии обращают также внимание на то, что Донецкий кряж назывался прежде Венендерскими горами, а все земли между Доном и Днепром – Лебедией (с аполлоническим культом лебедя связан миф о ване Ньёрде, а возможно и название старинного города Лебедянь на Дону. В этот же метаисторический круг вписывается древний город Вантит, расположенный, согласно арабскому источнику, “на крайних пределах славянских”, где жили вятичи.
Архетип носителя новой культуры, титана-колонизатора, пришедшего на север из южной страны Ванов, ясно просматривается в народных преданиях финнов, собранных и обобщенных Элиасом Лёнротом в едином произведении под названием «Калевала».
Главного героя зовут Вяйнемейнен или просто Вяйне. Он был рожден от девы Ильматар, “дочери воздушного пространства” и свирепого ветра-бури. Вяйне наделен мифологическими чертами: мудреца-песнопевца, мастера, путешественника, морехода и чародея, похожего на нашего былинного Садко. Для финских богатырей Вяйне – старший брат и наставник, ведь недаром он называется прародителем племени “певцов удалых”. Фонетическое соответствие имени Вяйне названию “вене” приводит к мысли о том, что Вяйнемейнен в финской традиции олицетворяет славянских (венедских) предков, принесших родовые традиции на ими северные земли.
Образ Вяйне символизирует связь северо-восточных регионов Европы, населенных финнами, с соседями-славянами (вендами) и другими жителями Балтии. Тот, кто был в Эстонии или Финляндии, знает, что местные жители до сих пор называют там русских WENE, WEND или VENELAIN – на эстонском, и VENAJA, VENÄJÄN – на финском.
Начало исторического пути вандалов
Проследим теперь историю вандалов в изложении академической науки.
В середине I века до н.э. пассионарная часть лужичан, жителей Лугии, в союзе с кимврами и другими соседними племенами атаковали королевство Ванния в верховьях Дуная. Около 171 г. н.э. войско вандалов-асдингов во главе с Раусом и Раптом вторглись на территорию Дакии. Они поселились на берегах реки Тисы и вместе с маркоманами воевали против римлян. Затем вандалы присоединились к готам (248 г.) и сарматам (270 г.), совершив большой поход в Паннонию. Этих вандалов победил римский император Гай Вибий Волузиан (Volusianus), что запечатлено на его монетах, где венды/вандалы упомянуты среди покорённых народов: Im. C. Af. Gal. Vend. Volvsiano Avg.
Император Проб (276-282 г.) тоже стремился противостоять агрессии северных варваров. В 278 г. он разбил отряды лугиев (вандалов-силингов) в Реции. Часть из них попала в плен и была выселена в Британию, а часть поступила на службу Риму. В рамках войска империи был сформирован большой отряд вандалов из 2000 всадников. Он назывался «ala VIII Vandilorum».
К этому времени цивилизация вандалов достигла уже сравнительно высокого уровня развития. Они имели современную по стандартам своего времени армию, многочисленные поселения и даже города с княжьими дворами, своеобразную культуру и религию. Об этом свидетельствуют найденные археологами бытовые изделия, драгоценные украшения, роскошные гробницы вождей.
Восточная Европа, известная в древности как Скифия, Сарматия, Русь, всегда жила самобытной жизнью. Риму удалось подчинить своему влиянию лишь ту её часть, что наиболее тесно примыкала к рубежам Империи, проходившим по Дунаю и Одеру. Однако и эти границы всегда были беспокойными. Варвары постоянно напоминали о своей воле к независимости и вторгались в пределы Римских владений.
До IV века н. э. восточные соседи были не в состоянии поколебать основы Рима, превзойти его государственную мощь, качественно изменить границы. Крупные перемены начались после того, когда за Дунаем появились орды воинственных гуннов, потрясших весь античный мир. Эти кочевники пришли из-за Урала, где жили по соседству с китайцами, давшими народу имя Hiung-nu. Уже в I в. до Р.Х. они образовали огромную державу и в поиске новых завоеваний устремились на Запад.
В 370 г. гунны напали на аланов, которые соперничали за влияние в Причерноморье с готами. Часть готов и аланов была разбита, а часть продолжила экспансию. Это привело в движение весь юго-восток Европы. Под давлением гуннов и готов с Востока вандалы во главе с Годигизелом предприняли большой поход на Запад в союзе с аланами, гепидами и сарматами. В этой связи Прокопий пишет: «Вандалы, жившие у Меотийского озера, под влиянием голода ушли к р. Рейну, к германцам, которых сейчас называют франками, захватив в союз готскую народность алан». Варвары вторглись в Рецию и заняли часть земель в Винделиции и Норике. Здесь они создали свои военные базы и поселения, угрожая откуда Риму.
Возглавлял войско вождь вандалов Радигаст (Радогайс), тот самый которого связывают с одноимённым божеством Радогостом, чей идол находился в культовом храме Ретры. Авангард Радигаста составляли 12 тыс. отборных воинов, а всё его ополчение, вместе с женщинами и рабами, присоединившимися к армии во время массового переселения с берегов Балтики и Дуная, насчитывало от 200 до 400 тыс. человек.
В 406 г. варвары обрушились на Северную Италию, где ограбили и разрушили многие города. Радигаст, поклявшийся обратить Рим в груду камней и принести знатных сенаторов в жертву языческим богам, дошёл почти до самых ворот «вечного города», где погиб, предоставив армии завершить военный поход.
Дело Радигаста продолжили другие вожди вандалов: Гунтерих и Гейзерих в то время, как их соплеменник Стилихон, бывший опекуном юного императора Гонория и служивший главнокомандующим римскими войсками, в последние годы своей жизни возглавил правительство Западной Римской империи. Стилихон боролся с армией готов, способствовал нападению вандалов на Галлию. Их руками он разбил франков и направил варварские полчища в пределы Пиренейского полуострова.
В 409 г. соединённые войска варваров под предводительством короля Гунтериха, сына Годогизела, перешли через Пиренеи и заняли Испанию. Здесь они разгромили силы римлян и, установив свою власть, поделили захваченную территорию. Аланы заняли Лузитанию (современная Португалия) и Картахену (часть центральной и юго-восточной Испании), свевы – Галисию (северо-запад п-ова), вандалы – Бетику (нынешняя Андалусия) и часть Галисии, которую они разделили со свевами. Гунтерих стал первым вандальским королем и правил в Галисии 18 лет.
Победители римлян не контролировали перечисленные территории полностью, границы их владений менялись в зависимости от перестановки сил, но варвары смогли основать на Пиренеях свои поселения и крепости. Средневековый географ из Равенны упоминает название города Антия, свидетельствующее о колонизации Испании аланами-антами, а имя южной провинции Андалусии до сих пор хранит название племени вандалов; по другой версии – аланов от арабского Alandaluz.
Готы, потревоженные гуннами, также предприняли крупный военный поход на запад. Переправившись через Дунай, они вторглись в Мезию (нынешнюю Болгарию), затем атаковали войска римлян под Адрианополем и захватили Балканский п-ов. В начале V века вестготы во главе с Аларихом, который был знатным вождём из рода балтов, вступили в Италию, захватив Рим в 410 году. Варварам сразу не удалось укрепиться на Апеннинах. Это произошло лишь после восхождения державы гуннов, чьи завоевательные войны радикально изменили расстановку сил в Европе.
В Испанию вестготы вторглись в 468 году, непосредственно из Галлии, по просьбе римлян, которые с готовностью поддержали своих бывших врагов войсками. Готы вступили в союз со свевами, создали своё государство, а затем начали теснить вандалов и аланов с территории Пиренейского п-ова. Если бы вандалы были одного рода с готами, им было бы проще договориться с соплеменниками. Однако готский вождь Валия, защищая Рим, разгромил вандалов-силингов (vandalos-selingos) в Бетике, а также тех варваров, что подчинялись аланам. Немногие оставшиеся вандалы ушли к Гундерику в Галисию.
Основателем вестготской державы был король Атаульф, также принадлежавший к династии Балтов. Западные учёные считают, что это – династия германского происхождения, хотя среди вестготских королей встречается немало имён негерманского корня (Ахила, Валия, Вамба, Витигис, Витица, Сило, Юдила и др.). Выходцы из рода балтов правили в Тулузском королевстве и вестготской Испании.
Присутствие готов в Испании документально засвидетельствовано не только в трудах историков, но и в хронике короля Альфонса Мудрого. Её внимательно изучила и прокомментировала Ю. Статкуте де Росалес, увлекавшаяся испано-литовскими связями. Готская хроника называет готов “гудами”, а не германцами. Эта точка зрения считалась общепринятой до середины XVII в., пока не появилась немецкая публикация Библии Вульфилы (IV в.). Она была написана на готском языке греческим письмом, а немецкие исследователи нашли в нём черты древнегерманского языка. Данную точку зрения приняли сначала в Скандинавии, а затем и в других странах. С тех пор и утвердилось мнение о готах как германцах.
Будучи носителями арианства, то есть раннего христианства в истолковании богослова Ария, готы оставили после себя богатое духовное наследие. Арий (256-336) не был самозванцем, он был священником, поставленным на должность пресвитера Александрийской церкви с поручением заниматься толкованием Священного писания. Внешне Арий был высок и худощав как аскет, он был красноречивым оратором и искусным диалектиком в спорах. Будучи последователем Антиохийской школы богословия, находившейся под влиянием философии Аристотеля, Арий исходил из тезиса о трансцендентности Бога и его непричастности к каким бы то ни было эманациям или рождениям. С этой точки зрения, не могло быть и речи о совечности Христа как Сына своему Богу-Отцу. Он появился по воле Бога и был им сотворён из ничего раньше веков, предвечно.
По Арию, Христос – божественный Логос, имеющий начало своего бытия, то есть земное рождение. Между Богом и Логосом существует бесконечное различие. Соперничество между каноническим христианством, утверждённым Вселенским Собором, и арианством, как ересью, не было кратким эпизодом, а весьма продолжительной драмой. Она длилась несколько веков и сопровождалась кровопролитными войнами, в частности описанными византийским историком Прокопием Кесарийским в его книгах об эпохе императора Юстиниана.
Арианскую веру восприняли многие варварские племена, в том числе вандалы, гепиды, русы. Одоакр, знаменитый король рутенов (лат. Odoacer Rex Ruthenorum), а также готов, гепидов, герулов и унгаров, прославился тем, что в 476 году в результате военного переворота в Риме был провозглашён королём Италии. Византийский император Зенон Его признал Одоакра в качестве патриция, то есть наместника, но тайно плёл интриги против варваров.
Своими завоевательными походами готы прославились на весь мир. Они были смелыми воинами, сражались пешими и конными, а в бою были особенно искусны на лошадях. Для тренировки опытные всадники ежедневно проводили спортивные соревнования. Вот как характеризует этот народ Исидор Севильский: «Народы, ловкие по природе, с живым умом, уверенные в своих силах, мощные телом и гордые своей красотой, достойные в поведении и одежде, быстрые в решениях и действиях, благотворящие подвиги, воспетые поэтом. Геты (los Getas) презирают смерть и восхваляют боевые раны. Их воинские доблести настолько велики, и победы настолько грандиозны, что сам прославленный Рим уступил им во славе; повелитель народов сам стал их слугой».
Вандалы завоёвывают Рим и Карфаген
Вандалы и аланы, теснимые готами, вынуждены были отступать на юг. В 428 году 80 тысяч переселенцев во главе с королем Гейзерихом переправилась через Гибралтарский пролив в Северную Африку. Они воспользовались помощью местного наместника Бонифация, конфликтовавшего с императорским домом. В результате варвары без больших потерь захватили Карфаген и основали там новое королевство.
Карфаген был древним городом, с развитой цивилизацией и разветвленными торговыми связями. Он считался соперником Рима. Его аристократия утопала в роскоши и излишествах. Разрушив «африканский Рим», вандалы построили рядом новый город, где открыли церкви арианской веры, школы, гимназии, театры. Эти варвары, оказывается, были весьма строгих нравов; огнём и мечом они насаждали свою мораль, трактуя её в свете арианства. По свидетельству историка Прокопия вандалы “постились, молились и носили впереди армии Евангелие, может быть с целью упрекнуть своих противников в вероломстве и святотатстве”.
Рядом с новой столицей был построен порт и создан мощный флот. Освоив тактику морского боя, вандалы совершили несколько победоносных рейдов в Средиземноморье: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. Их влияние в Западной части Средиземного моря было настолько велико, что его долгое время называли Вандальским. Торговцы и мореплаватели, попадавшие в новую столицу Северной Африки, изумлялись при виде высоких, светловолосых и голубоглазых “берберов” (арабский вариант слова “варвары”), совершивших на протяжении жизни одного поколения удивительный путь: от северного побережья Черного моря до южных берегов Средиземноморья.
В 455 году вандалы захватили Рим, который незадолго до этого, в 410 году – атаковали вестготы. Имя Гейзериха, успешно правившего почти полвека (428-477), было известно во всей Европе, и он заслужил право называться одним из самых выдающихся вождей варваров. Именно он изображён на знаменитой картине Карла Брюллова, созданной художником в 1834 году. Воинственное государство вандалов просуществовало в Северной Африке до VI века, пока оно не истощило свои силы и не было разгромлено императором Юстинианом с помощью византийского флота.
После поражения вандальской армии варвары в Африке не исчезли, не растворились, а вошли в качестве воинской касты в систему местной власти. В научной литературе эти потомки вандалов и аланов, рожденные от смешанных браков с римлянами, известны как берберы. Антропологически они были ближе к европейцам, высокого роста светловолосые и голубоглазые, а по религии – частично язычники, а частично мусульмане. Губернатор Муса, задумавший в начале VIII веке поход в Испанию, смог набрать на службу от 12 до 30 тыс. молодых варваров (берберов). Эту миссию он выполнил при помощи арабского полководца Тарика, вместе с которым разбил готов и овладел крупнейшими городами Испании.
То, что среди берберов было немало славян, подтверждает знаменитая “Песнь о Роланде” VIII века, где описывается битва варваров с войсками франкского короля Карла (742-814), прозванного немцами Великим (Carolus Magnus).
Франки – это не французы, а союз германских племён, сформировавшийся в в бассейне нижнего и среднего Рейна. В VI-VIII веках он объединял алеманов, баваров, тюрингов, саксов и другие этносы. При поддержке католического Рима император Карл значительно расширил владения франкского государства. На западе его граница шла по Атлантике, на юге – достигала Испании и Италии, на востоке – граница проходила по Дунаю и Лабе. Здесь проходил «сорбский рубеж», который отделял новые завоевания саксов от земель лужицких сербов и других славян.
В 778 г. армия короля франков предприняла поход в Испанию, где столкнулась с сопротивлением басков. Согласно классическому произведению средневековой литературы, генеральное сражение христиан с “неверными” и язычниками возглавил маркграф Роланд, а войском варваров командуют “перс, король Торле и Дапамор, князь лютичских земель”. Лютичи – это ляхи, западные славяне, жившие в Поморье (нынешней Померании), по берегам реки Лабы. Вероятно, именно они основали на берегу реки Сены город Лютецию, выросший со временем в Париж. Вот цитата из батальной сцены великой поэмы:
Эмир спешит объехать ратный строй,
За ним наследник – ростом он высок.
А перс Торле и лютич Дапамор
Выводят рать из тридцати полков.
Далее среди воинов третьего, четвертого и пятого полков перечисляются русы, боруссы, славяне, сорабы, сербы, а также словенцы, угличи, прусы и другие “африканцы”. Литературоведы считают, что это художественная метафора. Мол, против христианина Роланда объединился весь некрещёный мир. Однако исторические данные показывают, что для данной гиперболы были вполне определенные основания.
Арабские источники упоминают об особом классе “славян” (от перс. — сакалиба, что значит саки – скифы – сколоты), состоявшем у мусульман на службе. “Из славян, – как пишет испанский историк Альтамира-и-Кревеа, – формировалась особая гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг-рабов, которым они платили жалование. Это была своеобразная аристократия, неоднократно принимавшая активное участие в решении важных политических вопросов и которую называли иногда “белой партией”. По сведениям арабских авторов в армии мавританского правителя Испании Абдаррахмана III насчитывалось 13750 славян. При Аль-Мансуре вожди “сакалиба” совершили военный переворот, подобно мамлюкам в Египте, и власть перешла от арабов к славянам-берберам. Следы этой партии, назвавшейся “аристократией меча”, мы находим позже в различных провинциях Пиренейского полуострова.
На многих предметах, связанных с эпохой вандалов мы обнаруживаем восьмиконечный равносторонний крест, совмещающий две свастики, правостороннюю и левостороннюю. Что он мог обозначать?
Первые крестообразные символы и сооружения, известные археологам, относятся ещё к VI-V тысячелетию до н. э. Форму небесного круга – Сварги – имели культовые курганы-обсерватории, древнейшие города Аратты, знаменитый Аркаим на южном Урале. Различные кресты, свастики, ярги, коловраты и подобные им знаки в форме мандал мы находим на культовых предметах, связанных изначально с небом, зодиакальным кругом, а позже – культом солнца. У древних славян-венедов четырёхстороннее или четырёхглавое изображение было символом Световида – Бога Богов, Господина Вселенной.
С начала христианской эры Крест во всех его видах стал одним из самых популярных геральдических знаков. Восьмиконечный крест чеканился на монетах вандалов. Изображение этого креста мы находим также на мозаичном панно с портретом вандальского всадника V в. н. э. Этот же крест мы видим на мечах русских воинов из дружины Святослава. Они были найдены у Днепровских порогов, на пути в Царьград.
Далеко не сразу главный христианский символ приобрёл ту каноническую форму, которая принята ныне православными людьми. Например, на крыльях равностороннего креста лангобардов в пору их двоеверия изображались лики Свентовида, которые позже трактовались как образы 4-х апостолов, а в центре креста помещался олень, священный тотем скифов. Более поздний Мальтийский крест, также как и Георгиевский, тоже имеет четыре равносторонние части. Восьмиконечный крест в православной традиции связан с почитанием Богородицы, покровительницы Святой Руси. Он встречается на многих иконах и предметах церковного культа.
Расцвет и закат Вандалии
В книге Вольфганга Акунова последним властителем вандалов назван Гелимер, который правил в VI веке. Подлинное имя правнука Гейзериха было Гейламир (Geilamir). Его можно прочитать на фотографическом изображении монеты той эпохи, которое представлено в ряду иллюстраций, подобранных автором. Подобные окончания имён имели князья Владимир, Яромир, Радомир и т.п. Все они – славянского происхождения.
Трагический финал африканкой эпопеи вандалов не означал «рагнарёк» (конец света), то есть гибель их богов и всего мира. После того, когда часть варваров ушла за Рейн в Галлию, другая часть осталась в центральной Европе. Об этом ясно пишет словенский этнограф И.В. фон Вальвасор: «Род и имя вандалов не исчезли в Нижней Германии, Паннонии, Австрии и Краине». В VI веке вандалы снова заняли старые места своего поселения – Штирию, Каринтию и Краину, а также Хорватию, Далматию, Склавонию и другие вендские земли. Жители словенской Краины – венды. Те, кто раньше назывались вендами, позже стали именоваться вандалами. Вандалы и венды – один народ.
Когда варяжская Русь во главе с князьями Рюриковичами начала формировать на востоке новое государство, сплотившееся во время серии походов на Константинополь, наследники балтийской Славии создали в районе Венедского залива целую цивилизацию городов и культовых центров, известных в эпоху средневековья как Вендланд, Виндланд или Вандалия.
В эту систему городов-полисов, подобную адриатической Венеции и восточно-европейской Гардарике, входили: Старград (Ольденбург) в земле вагров; Любич (Любек), Ратибор (Ратцебург), Зверин (Шверин) и Родсток (Росток) в нынешнем Мекленбурге; Аркона, на острове Руян (Рюген); Ретра в Мекленбурге, Щецин (Штеттин), Демин и Волгаст в Померании; торговый центр Волин (Юлин, Винетта), расположенный в устье Одры и другие «грады и веси», менее отдалённые от моря.
Позже бывшие славянские земли вместе с городами перешли во владение саксов, вестфальцев, голландцев, фризов и прочих германских народов, говорящих на немецком языке; а местные князья этих земель и их шляхта со временем уступили свою власть немцам или были ими уничтожены. Последним соперником князя Сакенского Генриха Льва был славянский вождь Никлот со своими сыновьями Прибыславом и Вартиславом.
Немцы называли вендов Windish, а их страну Склавонией или Славией, которую считали частью Великой Германии (Germania Magna). Адам Бременский в «Деяниях гамбургских архиепископов» (XI век) даёт описание «Склавонии (Sclavania), пространнейшей области Германии, населённой винулами (Winuli), которые некогда звались вандалами (Wandali)». «Она, – пишет хронист, – вдесятеро больше нашей Саксонии, в особенности если к ней причислить Чехию (Boemia) и живущих за Одером (Oddara) поляков (Polani), так как ни образом жизни, ни языком они не отличаются. Эта страна, обильная оружием, мужами и плодами [земли], со всех сторон замыкается прочными границами лесов и рек. В ширину, с юга на север, она [простирается] от реки Эльбы (Albia) до Скифского моря (mare Scythicum). В длину же она, начинаясь от нашей Гамбургской епархии, тянется на восток, включая бесчисленные земли, до Баварии, Венгрии (Ungria) и Греции (Grecia)».
Обратим внимание на название «Скифское море». Античные географы называли его также «Венетским заливом». Это свидетельствует о том, что нынешнюю Балтику осваивали выходцы из Азии или как минимум – из Восточной Европы. Норманны изначально жили в северных регионах Гипербореи: в Швеции. Норвегии, Дании.
У Гельмольда, автора «Славянской хроники» XII века, есть аналогичное описание западнославянских племен и их городов, в частности Волина (Винетты, Юмны) : «По ту сторону от лютичей (Leuticii), другое имя которых — вильцы (Wilzi), протекает река Одер, наиболее полноводная из рек в стране славян. В её устье, где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes), расположен знаменитейший город Юмна (Iumne), весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг. Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами».
Стоит отметить, что до начала 2-го тысячелетия венды были язычниками и долго сопротивлялись принятию христианства, насаждаемого римлянами и немцами. Языческие святилища были во многих городах славянского Поморья: в Щецине, Радигощи, Ретре, на острове Руян.
Противоборство славянских и германских племен в бассейне Скифского (Балтийского) моря, начавшееся ещё в античную эпоху, приобрело гигантские масштабы после появления Франкского государства, о котором уже была речь. Понятно, что новые земли франки завоёвывали силой, но при этом император Карл Великий опирался на Церковь и свод суровых законов.
После завоевания германским королем Оттоном I большой части Италии в 962 г. образовалась «Священная Римская Империя», где славяне (венды) заняли подчинённое положение по сравнению с немцами.
Время от времени славяне поднимали восстания, которые переходили в вооруженные столкновениями с германцами и, как правило, жестоко подавлялись. Например, в 983 году император Оттон II, разгромил армию восставших вендов, отвоевал у них Бранденбург (Бранибор) и уничтожил более 30 тысяч повстанцев. В «Хронике марки Бранденбург сообщается: «Венды вспомнили о своем былом величии, когда они захватили Рим и Карфаген, когда их король Гензерих владел Африкой, Сицилией и Вельшландом. К вендам (т.е. вандалам – П.Т.) тогда относились ободриты, вагры, ругяне, кашубы и лужичане». Это прямое указание на взаимосвязь вандалов северных и южных.
Особое место в истории вендов занимает эпопея сопротивлении ранов, защищавших независимость своего острова Руян. Сокровища Арконы и её значительное влияние, особенно в период княжения Готшалка, вызывали зависть у норманнов. Они стремились установить свою гегемонию в балтийском регионе, где к XI веку сложилась мощная Вендская держава, объединявшая племенные союзы бодричей, лютичей и поморян.
В эпоху экспансии викингов под предлогом борьбы с язычеством началась серия войн с полабскими славянами. Кровавые сражения завершились в 1168 году падением Арконы, после чего началась активная колонизация острова германцами. Хотя формально Руяном управляли вендские князья: Яромир, Барнут, Вышеслав, Вратислав и другие, они уже были немецкими вассалами.
Колонисты начали теснить местное население, навязывать свою культуру и искоренять вековые традиции. Вендский язык долго сохранялся на окраинах острова, однако и здесь он постепенно стал вымирать. Существует легенда, что в XV веке на Рюгене умер последний человек, говоривший по-славянски. От старых времен остались только топонимы и несколько слов, таких как брег, езеро, погост, могила.
В религиозной войне крестоносцев вдохновляла Римско-католическая церковь. Под её под влиянием вслед за франками и саксами приняли христианство князья Моравии, Польши, а затем и Дании. Здесь недостаточно упоминания того факта, что на месте языческих капищ были поставлены христианские алтари, а культ бога Световита заменило почитание святого Витта. После учреждения Инквизиции в 1215 году началась настоящая травля «неверных», в том числе женщин, следовавших народным традициям, которая получила название «охоты на ведьм».
Первые массовые расправы над инакомыслящими имели место в Византии и королевстве франков, но постепенно война мировоззрений приобрела универсальный характер и растянулась на несколько веков. В результате на Западе, где с крестом и мечом на язычников наступали латиняне, сожгли на кострах, утопили или убили другим способом, не менее 30 тысяч женщин, подозреваемых в ворожбе. По другим источникам только в Германии было казнено свыше 20 тысяч «еретиков», а по всей Европе – около 100 тысяч жертв.
Стоит подчеркнуть, что это была не только идеологическая борьба Церкви с древней кастой жриц, хранивших традиции эпохи матриархата, но также этническая война. Германцы, занявшие земли славян, уничтожали вместе с ведьмами родовую память, уходящую корнями в глубокую архаику. Если же учитывать общие последствия религиозной войны папства против протестантов, то по подсчетам историков, речь должна идти о 9 миллионах потерянных жизней. География этого настоящего геноцида совпадает с землями вендов: от Балтики до Адриатики, и от Лабы до Вислы.
Язык и топонимия Вендов
На каком языке говорили вандалы в Испании, в Африке, в северной и восточной Европе в эпоху средневековья? Никаких литературных памятников вандальского языка не существует. Те записи, что делали образованные вандалы на универсальном тогда греческом языке, нельзя считать этническими. Лингвистическая наука знает язык венетов или вендов (по-немецки–– Windish). Учёные эпохи Просвещения считали, что этот язык возник из смешения старых германских диалектов со «склавонским», который гораздо ближе к польскому, чешскому и русскому языкам, нежели немецкому.
Лингвистика признаёт язык вендов индоевропейским, хотя ставит его в этой семье особняком. В энциклопедиях и справочниках по поводу венетского языка обычно утверждается, что он является самостоятельным, но давно уже исчезнувшим языком индоевропейской группы, по грамматике близким к кельтскому, иллирийскому и италийскому; его письмо адаптировало элементы алфавита этрусков с добавлением греческих и римских знаков, но, в конце концов, было вытеснено латынью.
Венетские тексты V-I вв. до н.э (всего дошло около 200 кратких надписей) имеют с палеобалканской письменностью общие черты. У обоих языков могут быть общие корни, уходящие во времена пелазгов. Они могли возникнуть в период экспансии на Балканы северного народа вскоре после падения Трои. Археологические находки на местах этого исторически достоверного переселения имеют черты Лужицкой культуры (ящичные погребения, бронзовые спиралевидные перстни, витые браслеты и т.д.). В венетском языке можно найти элементы славянских, балтийских, италийских и германских диалектов, но все эти параллели требует тщательной проверки.
Очень интересно проанализировать сравнительный словарь вандальских и славянских слов Карла Вагрийского, который приводит Мавро Орбини в книге «Славянское царство» («El Regno de Gli Slavi»): baba – baba, cachel – cotel, culich – culich, kobyla – kobyla, kolo – kolo, krug – krug, lopata – lopata, mlady – mald, pechar – pehar, ptach – ptich, zumby – zuby, etc. . Здесь мы обнаруживаем либо полную аналогию, либо сходство диалектов.
После знакомства с данным словником становится понятно, почему наш летописец Нестор [XI-XII вв.] называл грамоту вендов «словеньской», византийские историки воспринимали славянские говоры как «один и тот же варварский язык», а германские хронисты не видели большой разницы в диалектах вандалов (винулов), поляков и чехов.
Автор «Космографии» 1588 года Себастьян Мюнстер по этому поводу писал следующее: «Поляки говорят на одном языке со склавами, виндами, вендами, болгарами, сербами, далматами, крабатами, боссами, чехами, рейсами, литовцами, московитами».
Примерно через столетие, в 1679 году в Праге был отпечатан на латинском языке учебник «Principae linguae Wenedicae, quam aliqui Wandalicam vocant» («Основы языка вендов, который некоторые вандальским именуют»). Здесь комментарии излишни, потому что нужное нам объяснение содержится в самом названии ныне забытой книги.
Исключительно важно для нашей темы исследование немецкого просветителя XVIII века Андреаса Готтилба Маша, посвященное богослужебным предметам ободритов, которые были найдены в Ной-Штрелице (бывшие Стрелицы), зарисованы и тщательно описаны. Эту редкую книгу перевёл cо старинного немецкого языка А.А.Бычков, а я издал с подробными комментариями под названием «Сокровища Ретры» (М., «Слава!», 2006). Автор утверждает, что местные жители Поморья эпохи Арконы говорили на родном языке. Он приводит доказательства того, что «венды пользовались руническими письменами», которые намного древнее готских букв Ульфилы и, по одной из гипотез, принесены кимврами из Италии.
Эту линию продолжил граф Ян Потоцкий, служивший в Министерстве иностранных дел Российской Империи в период царствования Екатерины Великой. Углубленный интерес к славянским древностям привёл его в земли Нижней Саксонии. Здесь он посетил Ной-Штрелиц, где были обнаружены упомянутые сокровища, и лично познакомился с Машем. Путевой дневник Потоцкого представляет собой археологическую ценность не только потому что содержит 118 рисунков с артефактами вендов-язычников, но также «Славянский словарь», найденный и скопированный им в Ганновере, в районе Венланд. Он до сих пор не изучен русскими славистами, поэтому я включил дневник со словарём во второе издание книги А.Г. Маша «Сокровища Ретры» (М., «Вече», 2017).
В целом судьба вендского языка на территории Германии сложилась весьма трагично. После разрушения культовых центров славян в Прибалтике, насильственной христианизации, латинизации и германизации, письменные традиции древних славян здесь были постепенно утеряны.
Воспоминания о Вандалии и Славянском царстве
Многие коренные жители Вандалии помнили о своём славянском происхождении. Даже спустя столетия после онемечивания этих земель находились такие любознательные венды, которые стремились изучить свои родовые корни, начиная с языческих времен. Среди них был Альберт Кранц, чья фамилия совпадает с названием города Кранц в центре острова Руян (Рюген).
Альберт Кранц (Albert Kranz, 1450-1517), родом из Гамбурга, по непонятным причинам долгое время оставался за пределами внимания российских исследователей. Он был философом и историком, сотрудником посольского приказа, ректором университета в Ростоке, посланником Любеккской Ганзы и по своей должности выполнял роль министра юстиции и иностранных дел. Кранцу приходилось много путешествовать, и он написал несколько исторических трудов с описаниями земель региона, интересовавших Ганзу.
Ганзейские города на Балтийском море были прямыми наследниками торговых городов эпохи викингов. В рамках Ганзы с XIV века существовал «Вендский монетный союз», основанный в 1379 г. В него вошли Любек, Гамбург, Висмар, Росток, Штральзунд, Люнебург и Ганновер, а позже Грейфсваль и Висмар. С 1541 года этот монетный союз чеканил вендский талер с гербами Ростока, Люнебурга и Любека и надпись на аверсе «Монет Кивитат Вандал».
Самое важное для нас произведение Кранция «Вандалия или описание вендской истории» (Vandalia, sive Historia de Vandalorum jerq origine, etc., Cologne 1518), никогда не издававшееся русском языке, было переведено с латинского на немецкий уже после смерти автора и напечатано в 1600 году. Вандалы, как видно уже по названию, здесь отождествляются с вендами.
В предисловии говорится: «Среди всех немцев венды считаются одним из самых древних народов… который жил от реки Танаис (Дон) до Рейна, на территории, которая [ныне] именуется Великой Германией… Я хочу показать, что чехи, поляки, далматинцы и истрийцы – это один народ, который мы называем славянами, а древние называли вандалами». «Их соседями, – пишет далее автор, – являются поляки, получившие своё имя от равнинных полей, чтобы отличаться таким образом от чехов». В первом томе подробно рассказывается о судьбе вандалов, которые через Рейн, Галлию и Испанию ушли в Африку и там погибли как цивилизация.
Учитывая, что в XVI веке вендов считали славянами, в указателе к латинскому подлиннику имеется примечание «Славяне — это вандалы» и далее: «Сегодняшние славяне в древности были вандалами». В этой связи интересно было узнать, что из одного экземпляра первого латинского издания в указателе, в котором нет пагинации, вырван лист с буквой «S», т.е. именно тот лист, где написано упомянутое примечание. Кроме того, первое латинское издание было включено Римской курией в Индекс запрещённых книг, как и упомянутая книга Мавро Орбини, поэтому немецкий перевод смог появиться значительно позже.
Во второй части «Вандалии» есть раздел, посвящённый русским и современной автору Московии. Происхождение русичей Кранций, следуя античным источникам, связывает с племенами роксоланов. При этом он знает о генетической связи восточных и западных славян. Он пишет: «Русские и поляки сейчас как часть одного племени родственны вендам в Германии». Автор «Вандалии» знает многие русские города, которые раньше соперничали друг с другом, а «сегодня подчинены великому князю Московскому». Специалисты считают, что исторический труд Альберта Кранца был хорошо известен в правящих кругах Европы. Возможно, что с его содержанием был знаком даже Иван Грозный, которого информировали о международных делах.
Альберт Кранц был не единственным историком эпохи Возрождения, исследовавшим корни своих предков. Его ученик Томас Канцов (1505-1542), родом из Стральзунда (рядом с Рюгеном), был секретарём померанских князей. Исследовав не только государственные, но также церковные и монастырские архивы, он написал «Хронику Померании».
Что касается происхождения Вандалии (Виндланда), Томас Канцов пишет: «По словам всех историков, народы этой страны – вендского происхождения. Вряд ли есть другой народ, совершивший столь великие подвиги. Они овладели большой частью Германии и Африкой, а также Польшей, Богемией, Пруссией и всей Славонией на Адриатическом море. Их предком был Вандал. Померанцы отличны от вендов и именуются слави. Князья III-IV веков в письмах по-латыни называют себя князьями славян или князьями Померании, а в письмах на немецком – князьями вендов». «Померанские венды лучше всех понимает славонов, сидящих за венграми, и могут легко говорить с ними… Так что славы и вандалы – одно и то же, подобно тому, как немцев называют также германцами, тевтонами, алеманами. Поэтому древние историки называют немцев, валов и данов вендами или славами, а поляков и прусов – померанцами».
В эту же историческую эпоху в Далмации (нынешней Хорватии), захваченной мусульманами, появилась целая плеяда ученых, увлекавшаяся славной историей предков и искавшая пути освобождения славян. Среди них у нас наиболее известен упомянутый выше Мавро Орбини, хорватский просветитель конца XV века, чьё сочинение, написанное на итальянском языке, было переведено на русский при царе Петре Первом. Труд Орбини издали в сокращённом виде в 1722 году в Санкт-Петербурге под названием «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского». Российского Императора и придворную знать привлекали аргументы автора о глубокой древности нашего народа. Полный перевод Мавро Орбини на русский язык появился только в начале XXI века. Он содержит, в частности, упомянутый «Вандальский словарь» Карла Вагрийского, который представляет собой ценный лингвистический памятник.
В книге, получившей теперь название “Происхождение славян”, хорватский просветитель дает широкую трактовку имени Мавро вандалы. Опираясь на многочисленных античных и средневековых авторов, Орбини доказывал, что “вандалы и славяне были одним народом”. “Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне, и наконец, валы”. Говоря современным научным языком, Орбини считал вандалов (венедов) суперэтносом, включавшим в себя несколько племен, как это было у греков, римлян, скифов, варягов, казаков.
То, что в феодальную эпоху коренным и преобладающим населением Восточной Германии, и особенно Вандалии (Славии) были венды-славяне, мы считаем доказанным.
Итоги германизации вендов
Собранные свидетельства позволяют утверждать, что ассимиляция славян в Северном Полабье, начавшаяся в конце VI века, завершилась только в XIX веке, когда на основе Германского Союза после буржуазной революции 1848-1849 годов и франко-прусской войны 1870 годов года было создано объединенное государство Германия. Она длилась так долго, более тысячи лет, потому что до конца Средневековья ассимиляционные процессы были медленными.
В онемечивании славян на велетских и ободритских землях, как уже говорилось, активное участие принимала Церковь. Из документов мы знаем, что начало христианизации этих земель не было легким. Ненависть местных жителей к религии саксонцев была огромной и не только из-за привязанности к старым богам, а также из-за поведения проповедников христианства.
Германизация ускорилось в течение XV и XVI веков. Для оставшихся потомков редаров, полабян, варнов, укран, ранов, древян, решившим их судьбу, ударом стали события 30-летней войны 1618-1648 годов, состоявшей из рядя военных конфликтов на религиозной и политической почве. Однако в отдельных местах славяне существовали ещё сотни лет. Только когда наступил век паровых машин и железных дорог, все остатки языковой и культурной самобытности канули в прошлое.
Такие старинные центры как Старгард Вагрийский, Мехлин, Зверин, Ральсвик, Дымин, Вологощ в условиях капиталистического развития не имели шансов на соперничество с крупными промышленными регионами Европы. Выходцы из Саксонии, Голландии, с берегов Рейна несли с собой модель новой общественно-экономической организации. Те из славян, кто хотел идти в ногу с прогрессом, вынуждены были отказаться от родовой традиции, а их дети и внуки уже испытывали к вендам чувство отчуждения.
Печальная судьба крестьян Северного Полабья не была каким-то исключением. Западная часть жителей славянского Поморья (Померании) тоже была онемечена. Сохранившие самобытность «словинцы» стали в германском окружении едва заметным этническим меньшинством. Восточные поморяне, известные как кашубы (kaszubi), до сих пор проживают компактными этническими группами на территории Польши. Современные кашубы считают себя поляками, хотя их архаичный язык, делящийся на 76 диалектов, относится к западной подгруппе лехитских говоров. Большие последствия имели индустриализация в XIX веке и войны XX в. Они вызвали массовую миграцию кашубов и словинцев в Германию, США, Канаду и другие зарубежные страны.
Столь же жестоко история обошлась с паннонскими, греческими и румынскими славянами. Столкновение миров принесло победу стороне, лучше организованной, располагавшей более широким набором технических и культурных средств, а также огромными людскими резервами.
Относительно повезло лужицким сербам, чьи древние земли ныне окружены территорией современной Германии. Несмотря на то, что экономически и политически Лугия стала частью немецкого мира, эти сербы сумели сохранить свою самобытность до нашего времени.
По сей день красуется город Будишин со старинным средневековым замком, где всё говорит о тысячелетней преемственности единой цивилизации. Немцы называют местных жителей Вендами (Windisch), а сам город – Баутценом (Bautzen).
Конечно, за несколько веков германской колонизации территория лугиев значительно уменьшилась, а покорённый народ большей частью ассимилирован. Немецкая экспансия особенно усилилась в период прусского милитаризма и германского рейха. С тех пор лужицкие сербы живут преимущественно в районе Будишина и Котбуса, образуя славянские островки в немецком море. Их общая численность сегодня не превышает 60 тысяч человек, хотя в конце XIX века она составляла более 167 тысяч человек.
Вопреки всем трудностям, местные жители до наших дней сохранили свои древние традиции и обряды, восходящие к языческим временам, очень похожие на древнерусские. Радетели старины изучают свой архаичный язык, родственный полабскому диалекту, вымершему в XVIII веке. Развивают вековые традиции серболужицкой литературы.
Охраной и развитием народной культуры занимается патриотическое общество «Домовина». В Будишине открыты: Сербский музей, научно-исследовательский Сербский институт, национальное издательство имени просветителя Я.А. Смолера, действуют специальные образовательные и детские программы, о которых пишет местная газета «Serbske Nowiny».
Очевидные факты славянского происхождения населения южно-восточной части Германии были восприняты, изучены и обобщены российской наукой XIX-XX веков в лице таких крупных учёных, как Ю.И. Венелин, А.Ф. Гильфердинг, М.К. Любавский и других. Филолог И.И. Срезневский был личным другом Яна Смолера, участника Всеславянского съезда 1867 года в России Он даже способствовал изданию сборника лужицких народных песен.
Несмотря на всё это богатство культурного наследия вендов, некоторые советские учёные в вопросе об этногенезе вандалов следовали западным клише. В этой связи у меня состоялась полемика с академиком Ю.К. Бегуновым, труды которого я в целом оцениваю высоко. Будучи редактором журнала «Наследие предков», я заказал своему корреспонденту в конце 1990-х годов статью на тему «Исторический путь вандалов». Юрий Константинович достаточно быстро написал небольшое исследование, опираясь на немецкие источники. Меня такая версия не устроила, поскольку наиболее авторитетные археологи доказали генетическую связь вандалов с вендами. Бегунов не хотел соглашаться с этой точкой зрения и требовал скорейшей публикации своего очерка. Переносы по срокам не решали научную проблему, и я вынужден был вернуть уже готовую статью автору вместе с иллюстрациями и картами, скопированными с европейских изданий. Вскоре упомянутая работа Ю.К. Бегунова была опубликована в журнале «КЛИО», №1, 2000. Формально конфликт был исчерпан, но Юрий Константинович настаивал на обсуждении темы.
В некотором смысле данная публикация является продолжением этой дискуссии, состоявшейся 25 лет назад! Потом я публично проанализировал параллели между вандалами и венетами на международной конференции «Древние жители Европы, состоявшейся в Словении в 2003 году. И теперь я благодарен Вольфгангу Акунову за то, что его книга «Вандалы» стимулировала новое осмысление давней темы.
Выводы
Вопреки многочисленным фактам и обобщениям учёных нескольких поколений, в современной западной науке принято называть вандалами лишь те германизированные племена северной и центральной Европы, которые вторглись в пределы Римской Империи вместе с аланами и свевами, а венедами (вендами) именуются предки северо-западных славян. Такая трактовка весьма схематична, и по сути – неверна.
На самом деле венеды и вандалы – это синонимы, разные названия одного и того же народа, жившего в разные эпохи в нескольких регионах Европы. Разумеется, они не были полностью моногенным племенем, состояли из множества родов, и в целом формировали суперэтнос, подобно скифам, сарматам, сербам.
Никто не отрицает роль германских династий, стоявших во главе государств вандалов. Подобно летописным варягам, венды/вандалы составляли существенную часть родовой знати и участвовали в создании славяно-русского мира. Этот достоверный научный факт, подтверждённый исследованиями специалистов, наряду с другими, не менее важными, должен быть учтён в дальнейших публикациях о вандалах и варварах в целом.
Основатели Народной Национальной Партии, избравшие в начале 2000-х годов для своей организации в качестве символа-логотипа вандальский крест, имели для этого логическое объяснение. Не случайно и то, что Всеволод Меркулов, ученик и последователь авторитетного советского историка Аполлона Кузьмина, автора целого ряда книг, а также популярной брошюры «Кто коренной в Прибалтике», в молодости назвал свою музыкальную рок-группу «Вандал», а потом написал целую монографию по теме «Откуда родом варяжские гости». И напрасно иные критики видят в таких фактах пропаганду «вандализма» в их собственном понимании!
Просто надо усвоить, что вандалы – это одно из названий древних славян и близкородственных племен, наших давних предков.
Павел Тулаев, Москва, 12 февраля 2025 года.