Эту небольшую заметку меня побудила написать «случайная» встреча в Центральном доме литераторов в Москве. Я там был среди приглашенных на церемонию вручения наград «Золотое перо Руси», поскольку моя книга «Судьба русской Тавриды» попала в список награжденных по номинации Историческое наследие.
Среди призёров были представители разных национальностей, что напомнило мне времена СССР, когда культивировалась дружба народов. По общей логике вещей преобладали русские, граждане Российской федерации. Среди почётных гостей выделялись сирийцы, на древней земле которых идёт кровопролитная война. Но я обратил также внимание на одну милую армянку по имени Сусанна. Она получила почётный приз за романтическую песню о любовном дуэте саксафона и гитары в ритме танго. Вроде бы ничего особенного. Но меня почему-то тронула эта мелодия, и я в конце вечера подошёл к симпатичной армянке, чтобы выразить ей свои симпатии.
Рядом с Сусанной стоял мужчина средних лет по имени Рубен Пашинян. Он оказался главным редактором журнала «АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ», выходящего в Ереване на русском языке. За это красочное, содержательное и популярное издание он тоже был награжден одной из премий. Услышав мои комплименты, Рубен вежливо пригласил меня посетить его родину. В ответ я заявил, что был в Армении ещё в студенческие годы в туристической поездке.
– Но главное не это, – сказал я. По какой-то неведомой мне причине армяне занимают в моей жизни особое место, хотя меня, русского по крови, образованию и мировоззрению, всю жизнь окружают люди разных национальностей. Это – не шутка, не преувеличение, а строгое наблюдение профессионального историка.
— Не могли бы Вы написать об этом статью для нашего журнала, – быстро среагировал Рубен, когда я начал излагать некоторые свои воспоминания.
— Почему бы и нет, — подумал я. И вот перед вами небольшой очерк, где всё написано правдиво, без домыслов и фантазий.
В 1960-годы, когда я был школьником младших классов, наша семья жила в Сочи. Там мой отец получил служебную квартиру на ул. Пасечная, что протянулась по Армянской горе, заросшей розовыми кустами, виноградниками и цветочными клумбами приусадебных участков. Армяне в Сочи не экзотика, а наш класс примерно на 1/3 состоял из кавказцев. Хорошо помню новогодние утренники с лезгинкой.
Когда наша семья по служебной необходимости отца переехала в Москву, мы обменяли сочинскую квартиру на столичную в районе Кузьминки. Это была обыкновенная 3-комнатная «хрущёвка», где прежде обитало семейство армян. Разумеется, я не придал этому факту особое значения.
В московской школе, а точнее в интернате, где я временно проживал во время заграничной командировки родителей, я примерно в 8 классе влюбился в одну девочку. Её звали Карина Мкртчян. У армян – это весьма распространённая фамилия. Моё чувство было очень сильным и романтичным. Я дарил Карине цветы, другие подарки писал какие-то записки, на что она отвечала вежливой дружбой. Ей больше нравился мальчик из старшего класса, который на фоне меня выглядел уже взрослым.
В институте я изучал иностранные языки – испанский, английский и французский. Потом стал специалистом по Испании и Латинской Америке. У нас было много интернациональных встреч, в том числе на Московской Олимпиаде-1980, а затем – на Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1985 года.
Казалось бы, армянская тема растворилась в многоцветии народов мира. Но стимулировав память, припоминаю, что в «инъязе» по домашнему чтению на английском языке мы читали, помимо классиков, американские рассказы Уильяма Сарояна (не путать с художником Мартиросом Сарьяном). Среди песенных хитов, которые я выучил на французском, была знаменитая песня Шарля Азнавура «Падает снег». Ну а балет «Спартак» на музыку гениального Хачатуряна смотрели все. Если не в Большом театре, то хотя бы по телевидению.
Авиа полет в Ереван был моей первой самостоятельной экскурсией в одну их республик СССР. Причина была банальная: две девчонки-однокурсницы предложили мне с другом посетить вместе с ними Армению по горящей профсоюзной путёвке. Её стоимость была символической, и я с радостью согласился. Хорошо помню поездку на озеро Севан, яркое впечатление от античного храма Гарни, средневековых памятников Ичмиадзина и Гегарта. Везде я покупал исторические буклеты и памятные открытки, а в столице приобрёл серию значков с изображением древнего армянского алфавита.
Работая в Институте Латинской Америки АН СССР мне приходилось бывать и публиковаться в ведомственном журнале «Латинская Америка». Его главным редактором был Серго Анастасович Микоян, сын знаменитого советского деятеля Анастаса Ивановича Микояна, самого большого «долгожителя Кремля», которой продержался в высших эшелонах власти «от Ильича до Ильича без паралича». Серго был очень симпатичным человеком, приветливым, с добрым юмором. Его журнал печатал авторов из многих стран мира, самых разнообразных взглядов: от Фиделя Кастро до Гарсия Маркеса, с которыми он общался лично.
Сегодня, в эпоху процветания общества потребления, где господствуют финансовые отношения и вездесущая реклама, у многих обывателей фамилия Микоян ассоциируется с колбасой «Микоян», а точнее одноимённым мясокомбинатом. А мне бы хотелось напомнить о другом однофамильце, авиаконструкторе. Его имя вошло в аббревиатуру знаменитых самолётов «МИГ», что расшифровывается как «Микоян и Гуревич». Они в далёком 1939 году, накануне Великой отечественной войны, основали конструкторское бюро, которые выпустило несколько поколений самолётов МИГ. Это о них до сих пор с гордостью шутят наши оборонщики, обыгрывая слова популярной песни: «Есть только МИГ, за него и держись!». Понятно, что Артём Иванович был не единственным успешным авиаконструктором. Мировое признание получили самолеты Туполева, Сухого, Яковлева. Но мы-то речь ведем про армян…
В постсоветское время я неоднократно выезжал за рубеж, побывал во многих странах мира. В начале 1990-х мне довелось преподавать в одном из колледжей США русский язык и культуру. Там я увлёкся собиранием аудио-коллекции классической музыки на цифровых компакт-дисках. Моим любимым «западным» дирижёром стал Герберт фон Караян. Понятно, что речь тут идёт не об этнической музыке, а о мировой классике, а если говорить более конкретно, об исполнении «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса и «Планетах» Густава Холста. Позже судьба мне послала знакомство и с армянским фольклором в исполнении московской певицы Марлены Мош.
Одна из моих характерных черт – это любознательность. Благодаря ей я постоянно читаю и обсуждаю книги, провожу семинары и конференции, создаю философские кружки и просветительские общества. Моим постоянным другом стал тёзка Павел Полуян, оригинальный мыслитель, издатель-подвижник, ныне работающий в качестве преподавателя философии в Красноярске.
В лихие времена либеральных реформ я вынужден был заняться частным бизнесом, чтобы финансово поддержать издаваемый мною журнал «Атеней». В связи с этим меня пригласили на обучение в одну международную компанию по организации тренингов. Слушателей и участников разного уровня там было несколько тысяч. Усвоив азы тренингов, я, к тому времени уже опытный ученый и издатель, опубликовал пару книг знаменитых наставников-миллионеров. Они раскупались с огромным успехом, чему содействовала простая женщина по имени София Шахназярян.
Однажды, когда я после посещения Болгарии в силу своих убеждений что-то увлечённо рассказывал о судьбе русских и других славянах, София мягко остановила меня и сказала: «Почему ты, Павел, ограничиваешься только славянами. Мы – армяне, по менталитету тоже близки к русским. Потому что мы одними из первых приняли христианство и сохраняем православные традиции».
Тут я вспомнил про Ичмиадзин, про старинную армянскую грамоту, про скорбные песнопения Грегора Нарекаци и духовные хоралы Нерсеса Шнорали. Это, конечно, особая культура, но древнее христианство, безусловно, способствовало сближению двух православных народов.
Именно тогда, в конце 2000-х годов, у меня впервые появилась отчетливая мысль о том, что особое место армян в русской жизни это не случайность, а закономерность. По сердечности, надежности, взаимопониманию с нами, я могу сравнить их только с сербами, белорусами и индусами.
Для примера приведу творчество общеизвестного и всеми признанного художника Ивана Константиновича Айвазовского, чье подлинное имя было Ованнес Айвазян. Он был не только прекрасным маринистом и пейзажистом. Многие полотна мастера посвящены героическим страницам отечественной истории: формированию российского флота, обороне Севастополя, жизни Пушкина. Будучи деятельным патриотом Айвазовский построил на свои деньги в родной Феодосии гимназию, открыл библиотеку, художественную школу и первую на юге России картинную галерею, состоявшую из 417 работ. На личные средства мецената в 1871 г. на горе Митридат был построен Музей древностей в духе античного храма, разрушенный в годы войны. Его надо восстановить!
Ещё одна удивительная судьба – писательницы Мариэтты Шагинян, которую наше поколение знало только по «Лениниаде». На самом деле, она была очень разносторонней личностью. Ещё до революции Мариэтта стала частью художественной богемы Санкт-Петербурга. Она дружила с семьей Мережковских, но потом их пути разошлись. Став советской писательницей, Шагинян бралась за самые сложные творческие задачи в духе пролеткульта. Её объемная книга «Путешествие по Советской Армении» поражает глубиной знаний, шириной охвата и мощной динамикой стиля. Не зря в 1951 году она была удостоена Сталинской премии. Разумеется, Шагинян не была националисткой. Она также ярко, выпукло, увлекательно писала о деятелях русской культуры, о событиях международной жизни. Примерно год назад я перечитал некоторые из её очерков, и был поражён талантом этой маленькой, в физическом отношении, армянки.
И раз уж было упомянуто имя основателя СССР, не могу вспомнить про подвиг ещё одного армянина. Его зовут Аким Арутюнов. Он написал скандально известное исследование «Досье Ленина без ретуши». Эта книга настолько смелая и правдивая, что на жизнь автора несколько раз покушались. Не буду раскрывать её тайну – возьмите и сами прочитайте.
Кому-то может показаться, что я подсел на армянскую тему. Однако, эта далеко не так. Я не мастер рассказывать анекдоты в духе Армянского радио. По нынешней специальности я славист, читаю лекции по истории и культуре России. Только что вышел в свет мой фундаментальный труд «Русь, славяне и их соседи в древности». Сейчас я увлекаюсь историей медицины и веду активную пропаганду здорового образа жизни.
Однако, закономерность, отмеченная на всех этапах моей жизни, периодически проявляется снова и снова. Вот поехал я в прошлом году в Сочи на конференцию по собриологии. Многие участники остановились в современном, многоэтажном пансионате «Весна», а я решил снять уютный номер в небольшом отеле «Ковчег». Хозяином его «случайно» оказался армянин, а в гостиничном фойе меня встретила картина с изображением белоснежной вершины Арарат.
Или совсем свежий пример. Несколько дней назад меня пригласили на концерт ансамбля «Русская душа». Он прошёл с большим успехом в гостеприимном зале… Армянского центра, что расположен рядом с Центральным Музеем Вооруженных сил РФ. В насыщенной программе было два номера кавказского фольклора, которые напомнили мне новогодние утренники детства с Дедом Морозом и лезгинкой.
Тут есть над чем задуматься. Значит, связь Армении с Россией, и наоборот России с Арменией – особенная, а кавказский регион заслуживает более пристального внимания. Так пусть мой личный опыт учтут и дополнят те люди, которые специально изучали армянско-русские отношения, профессионально знают их лучше меня.
Москва, 21 ноября 2018 года.
Post Scriptum. Мои личные заметки об армянах могли бы стать апологетическими, но приходится писать не очень весёлое послесловие. Дело в том, что упомянутый в самом начале Рубен Пашинян, получив запрошенный им текст, вдруг неожиданно предложил заплатить ему деньги за публикацию моего очерка в журнале «АРМЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ» на правах рекламы! При этом главный редактор заявил, что с его точки зрения, текст слишком большой, и его придётся сократить минимум в два раза. Такой поворот в наших отношениях меня, откровенно говоря, удивил. При чём тут реклама? Я писал от всей души, чтобы прославить и укрепить вековую дружбу между нашими народами, а тут – коммерция, холодный расчёт. В результате, пришлось отказаться от сотрудничества с Рубеном Пашиняном. Состоится ли в принципе эта публикация ли нет, это другой вопрос, но для меня урок: не надо идеализировать никакой народ, даже свой родной.