СКИФСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.

Приветствую всех участников международной конференции «Сохранение и популяризация античного наследия России». Регламент нашего совещания позволяет высказать лишь несколько тезисов моей многолетней работы, поэтому в дополнение к устному сообщению я приготовил печатные материалы с более подробным изложением темы, которые передам всем заинтересованным лицам.

Я исхожу из того, что античное наследие не сводится к материальным и культурным ценностям эллинистической цивилизации. С точки зрения территории и “почвы” в философском понимании, мы в гораздо большей степени соотносимся со скифским миром.

Античная Скифия – предшественница Древней Руси, а в широком смысле Великая Скифия простиралась от Енисея до Дуная, от Варяжского моря до Понта (Черного моря), что напоминает нам о географических просторах Российской Империи и СССР. В этой связи попытки украинских националистов ограничить рамки Скифии территорией Малороссии не выдерживают критики.

Как ученик и последователь А.Ф. Лосева, автор многих исследований и серии книг по истории древностей, а также издатель международного журнала «Атеней», посвященного богине мудрости Афине, я, конечно, понимаю, что древнегреческая городская культура, включая классические науки, была намного более развитой, чем культура степных кочевников. Однако скифы тоже привнесли в мировую сокровищницу много ценного. И это наследие не ограничивается «скифским золотом», то есть ювелирными изделиями. Вся скифская история полна богатств, которые открываются знающим и любящим. Тем, кто понимает мудрость изречения aurum nostrum non est aurum vulgi.

Нам следует научиться преодолевать ограниченность колониальной логики, западного европоцентризма, а одновременно освоить древние достижения Азии, Востока в целом. Тогда и Скифия откроется в ином свете. Например, археологам известно, что древнегреческие географы до Геродота и Страбона изображали Чёрное море в форме скифского лука, имевшего выступ, наподобие Таврического полуострова. Само море они назвали Понтом Эвксинским, то есть Гостеприимным. До того оно именовалось «Аксинским», что по-ирански значило «тёмно-синее», «чёрное», а в греческом толковании «негостеприимное». Так, в зависимости от наблюдателя меняются мифологемы.

Для меня – скифское наследие — это не только степные обычаи «доителей кобылиц» (Гомер), что актуально для казачества, но также красивые легенды о Таргитае и Ехидне, мудрые высказывания Анахарсиса и Замолкнсиса, подвиги героев от Ахилла до Скилура, смелые поступки цариц Тамирис и Амага. Много ценнейших сведений мы находим в истории саков, восточных скифов. Их связь с буддийской культурой и значительное влияние на цивилизации Средней Азии, Индии и Индокитая вызывают большой интерес современных исследователей.

Скифская история в хрестоматийном понимании охватывает почти тысячелетие, с VIII века до Р.Х. по III в н.э. Но само понятие «скифы» не исчезло и в средние века. В западной Европе не только сарматов, готов и тавров называли скифами, но также славян, русов. Россиян на западе называли скифами вплоть до эпохи Просвещения.

Не будем забывать и о том, что в период расцвета Причерноморской Скифии её столица Неаполь находилась в Тавриде, там, где сейчас Симферополь. В царскую эпоху православный Крым превратился в важнейший культурный, оздоровительный и политический центр. В Ливадийском дворце решались важнейшие проблемы всей Российской Империи, а уже в советское время были подведены итоги Второй мировой войны.

Я прекрасно понимаю, что мы, русские современники XXI века – не скифы. Мы – граждане России. «Мы – наследники скифов, варягов, гордых россов и гипербореев. Повидали страны Европы, где теперь нас зовут – «азиаты». В широком смысле мы наследуем все лучшие достижения мировой цивилизации.

Вместе с тем, обращаю Ваше внимание на то, что агрессивных членов НАТО, куда входит Греция, главная преемница эллинистической культуры, мало интересует культурные сокровища скифов. При этом их эскперты умудрились с помощью хитрости вывести на Запад часть «скифского золота».

В ответ в стратегическом плане я предлагаю целую программу под названием «Великая Скифия». Она развивалась независимо от известного идеологического направления «Новые скифы», имеет академический, культурно-просветительский и художественный характер. Впервые мой план был представлен в виде проекта «Музея Великая Скифия» в 2014 году, однако он не нашёл поддержки. Сейчас я вместе с благотворительным фондом «Наследие Крыма» подготовил программу фестиваля. Она изложена на специальной листовке, которою я готов передать тем, кто понимает значение данного проекта и готов его поддержать.

Бриллиантом в короне моей программы стала эпическая поэма «Скифская легенда» сочиненная в качестве литературной иллюстрации к серии гениальных картин Андрея Клименко. Поэма подготовлена к печати в виде красочного альбома. На её основе будет экспонироваться художественная выставка. Уже завершается работа над одноименным фильмом с музыкальным сопровождением.

В заключение я хочу поблагодарить тех, кто дал мне возможность выступить сегодня и передаю в дар мои научные труды по истории Тавриды-Крыма — от древности до нашего времени.

По вопросам организации и инвестиций обращайтесь к Анастасии Алексеевне Ивановой, председателю фонда «Наследие Крыма» по контактным данным, указанным в нашей визитке. Она с удовольствием поделится с Вами и другими проектами по развитию Крыма, в том числе планами новых туристических маршрутов.

Павел Владимирович Тулаев, Керчь, 3 июня 2024 года.