У ПОДНОЖИЯ АЛТАЯ

Алтай! Как величественно, таинственно и заманчиво звучит это имя. Горный Алтай испокон веков привлекал внимание путешественников, паломников, учёных и художников.

И вот мне, наконец-то, удалось побывать в легендарном крае. А если говорить более точно и скромно, в предгорье Алтая. По приглашению друзей я посетил пока только Горно-Алтайск, Бийск и некоторые близлежащие поселки. С географической точки зрения, это Алтайский край с административным центром в Барнауле, а шире – южная Сибирь.

Для меня это не чужие земли. В соседней Кемеровской области, в шахтерском городе Прокопьевск, родилась моя мать – Анна Павловна Осипова. Здесь же она, коренная сибирячка, в начале 1950-х годов познакомилась с моим отцом – Владимиром Евгеньевичем Тулаевым, попавшим в Сибирь мальчиком школьного возраста во время военной эвакуации. В Прокопьевске была создана наша семья и родился мой старший брат – Алексей Владимирович.

С детства я был наслышан о Сибири, бывал в гостях у родных, читал исторические книги и научные исследования. Однако только теперь стал понимать сакральное значение сердца Евразии, углубился в краеведческую литератору.

СВЯЩЕННАЯ ДРЕВНОСТЬ

Алтай находится в самом центре нашего материка и равноудалён от всех океанов. Человеческая цивилизация здесь зародилась ещё в раннем палеолите. Археологи, исследовав пещеры каменного века, обнаружили останки цивилизации людей, живших не менее 700 000 лет назад!  Их антропологический тип получил название Homo sapiens altaiensis. И это уже не гипотеза, а досконально проверенный и общепризнанный факт. Вот почему герб Горно-Алтайска содержит в качестве символов каменный топор, деревянный лук и копье.

С незапамятных времен в Алтайском крае почитается священным место встречи двух рек – Катуни и Бии, образующих единый поток могучей сибирской реки Обь. Катунь по-тюркски значит «госпожа», «хозяйка»; она главная речная артерия Алтая, берущая начало на южном склоне знаменитой горы Белухи. Бия (от южно-алтайского «господин») – берет начало в красивейшем озере Телецкое в восточной части региона. При слиянии Катуни и Бии образовался остров, известный под именем «Великий». По утверждению учёных, здесь уже 7-6 тысяч лет назад был культовый центр, доныне почитаемый алтайскими аборигенами. На старинных картах Сибири именно в этом месте изображена так называемая «золотая баба», которую предположительно можно связать с богиней Тарой. Её именем названа одна из местных рек и приток реки Иртыш.

Археологи достаточно подробно изучили остатки древнейших цивилизаций Алтая. Афанасьевскую культуру южной Сибири бронзового века (III-II тыс. до нашей эры), носителями которой были племена европеоидного типа, сменила Андроновская культурная общность (вторая половина II тыс. до нашей эры), получившая распространение – от Урала до Средней Азии. Есть основания считать, что именно от андроновских племён произошли более поздние переселенцы в Иран и Индостан. Именно к Андроновской общности относится знаменитый Аркаим и ещё более 20 подобных ему укрепленных поселений.

Здесь уже 2000 лет до н.э. была налажена городская жизнь с домашними очагами, каминами, колодцами, керамическим и металлургическим производством. В могильниках найдены древнейшие из известных нам колесниц со спицевыми колёсами.

Не эти ли боевые колесницы описаны в «Ригведе»? Не здесь ли была одна из прародин древних ариев? Не отсюда ли пошла ведическая традиция?

Доказано, что первые гимны ариев создавались в землях северного полушария, где круглый год над головой светит созвездие «Саптариши» («Семь мудрецов»), известное многим как Большая Медведица. В Индии она видна только на краю небесной сферы и то непостоянно.

В священных текстах «Махабхатары» неоднократно упоминается «Шветапарвата» или «Шветагири», что значит «Белая гора». В санскритских текстах она известна также под именем «Ак-Сумер» (Белая гора) или «Уч-Сумер» (Трёхглавая гора). По-видимому, речь идёт о всемирно знаменитой горе Белуха, главной достопримечательности Алтая. Именно она изображена на гербе заповедного края вместе с белым грифоном, стерегущим сокровища этой земли.

По легенде на горе Швете (Белухе) побывал Арджуна, главный герой «Бхагават-гиты» (Божественной песни), непобедимый царь из рода пандавов, которому Кришна изложил своё учение в духе веданты и йоги. Здесь помнят также миф о рождении бога войны Сканды и до сих пор жива вера о грядущем воплощении Кришны в теле Калки, мудреца, восседающего на Белом коне и вооружённого огненным мечом, который знаменует начало новой эры духовного возрождения.

КОРПОРАЦИЯ «БЕЛУХА»

Отголоски этих мифов и легенд были известны знаменитому художнику, путешественнику и писателю Николаю Константиновичу Рериху, исповедавшему буддизм. Загадочный край описан в его книгах «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». Во время алтайской экспедиции в 1926 году, которая была частью его большого путешествия по Центральной Азии, им написана картина «Сосуд не расплёсканный», а также множество эскизов. Среди них есть пейзаж с видом на Белуху, хранящийся ныне в США.

Внешняя сторона деятельности Николая Рериха и его семьи на Алтае сравнительно хорошо известна, по крайней мере любителям его творчества. А вот секретная её часть открылась сравнительно недавно. Согласно расшифрованным дневникам участницы азиатской экспедиции Зинаиды Фосдик, русской эмигрантки из США, практическая цель поездки состояла в основании у подножия горы Белухи города Звенигорода, центра будущей конфедерации буддийских государств.

Во время тайных переговоров с советскими наркомами: Луначарским и Чичериным, в которых принимали участие представители ГПУ, речь шла об объединении азиатских народов в Священный Союз Востока, краткой формулой которого стал тезис Рериха «Союз буддизма с ленинизмом». Неординарный геополитический проект, ставший альтернативой новой монгольской империи белогвардейского генерала барона Унгрена-Штернберга, получил вполне реальное юридическое оформление в виде Акционерного общества «Белуха» во главе с узким кругом сотрудников Рериха из Америки.

В архивах спецслужб сохранилась не только деловая переписка фирмы под названием BELUHA CORPORATION (New York U.S.A.), принимавшей участие в финансировании экспедиции, но даже Карта земель, запрашиваемых под концессии корпорацией «Белуха» на Алтае в 1925 году.

До подножия самой Белухи, как мы знаем, участники экспедиции дошли благополучно. Они собрали много этнографических материалов, в том числе о религиозном течении «бурханизма», пророчествовавшего о скором пришествии Спасителя – «Белого Бурхана». Однако сам проект основания новой столицы Азии не был осуществлен. Подробности можно прочитать в книге «Рерихи на пути в Тибет. Дневники Зинаиды Фосдик 1926-1927», а я продолжу обзор истории Алтая и его открытия русскими учёными.

ОТ СКИФИИ ДО ТЮРКСКОГО КАГАНАТА

Милый сердцу Николая Рериха буддизм стал распространяться из Индии к северу от Гималаев не ранее начала христианской эры. А до этого в Центральной Азии господствовали другие верования, известные под общим именем «шаманизм» или просто «язычество».

Алтай был частью Великой Скифии, чьи границы простирались от Енисея до Дуная. Это была цивилизационно единая, но в этническом плане пёстрая культура кочевых народов Евразии.

Когда говорят о Скифии, то даже специалисты прежде всего имеют в виду союз причерноморских племён конца античной эпохи, описанный «отцом истории» Геродотом.  Потеснив в VII веке до н.э. древних киммерийцев в Средней и Малой Азии, воинственные племена кочевников образовали новые союзы в районе Днепра, Дона и Таврии.

Расцвет скифской цивилизации связывают с именами таких легендарных вождей как Атей (IV век до н.э.) и Скилур (II до н.э.), когда столица царских скифов находилась в Неаполе (совр. Симферополь), а западная граница доходила до Венетского (Скифского) моря. В этот период бывшие азиаты тесно взаимодействовали с эллинистической культурой европейцев и соперничали с римлянами. От этой эпохи сохранились красивые изделия из золота и чеканные монеты независимых княжеств.

Однако мы знаем, что начала Скифии не в Причерноморье, не на территории современной Украины, а далеко на Востоке. По данным современной археологии кочевые племена под общим названием скифов (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι) или саков (от перс. Saka) до эпохи вторжения в Европу проживали в степных просторах Евразии, от предгорий Северного Китая до Каспийского моря.

Китайцам эти кочевники были известны уже с IX века до н.э. под именами шаньжунов (горных жунов) и динлинов (dingling). Их захоронения в курганах содержат предметы в типичном скифо-сибирском зверином стиле, где выделаются изображения золотых оленей, явно культового происхождения.

 По представлениях древних греков в центральной части Евразии – от Урала до Аральского моря – обитали аримаспы, исседоны и массагеты, которые вытеснили часть скифских племён на запад, в северное Причерноморье.

Согласно скандинавским преданиям Великая Скифия (Свитьод) простиралась от Уральского хребта до реки Танаис (Дон), где обитали потомки киммерийцев и находилась Ванаксвиль, древняя земля ванов, предков славян.

С точки зрения антропологии скифы были преимущественно европеоиды и говорили на древнеиранских диалектах. Однако на востоке, в частности в алтайском крае была заметна примесь тюркской и монгольской крови. После открытия в 1990-е годы царских курганов Пазырыкской культуры, процветавшей с VI по III века до н.э. на весь мир стала известна мумия алтайской «принцессы Укока» евроазиатской внешности.

Скифская культура Алтая тщательно исследована выдающимся советским археологом, этнографом и антропологом Сергеем Ивановичем Руденко (1885-1969), которому принадлежит честь открытия упомянутых курганов. Свою первую экспедицию в эти заповедные места он совершил ещё в 1924 году, но пик его исследований приходится на 1950-е годы, когда Руденко издал по итогах полевых исследований свои печатные труды «Культурное наследие Горного Алтая в скифское время» (1953) и «Культура населения Центрального Алтая в скифское время» (1960).

До наступления христианской эры центра Евразии был покорён гуннами, а затем сарматами. Как и скифы, эти воинственные племена двигались по степному коридору с востока на запад, где искали земли для новых владений. О гуннах много писал знаменитый идеолог евразийство Лев Николаевич Гумилёв, а до него – временно забытый, а теперь возвращённый в научный оборот Александр Фомич Вельтман. Его давняя книга «Аттила» стала своего рода «бестселлером».

В середине первого тысячелетия н.э. в горном Алтае появились новые хозяева – тюрки. Многочисленные «каменные бабы» (антропоморфные идолы), которые здесь находят до сих пор, это тюркское наследие, а не скифское. Тюркский каганат кочевых племён Евразии приобрёл большое могущество в VI-VIII века, в частности в период правления его основателя Бумына (ум. 522) и выдающегося полководца Кюль-Тегина (684-731). Между прочим, у тюрков было своё руническое письмо, более древнее, чем германское. Его расшифровал российский исследователь Фридрих Вильгельмович Радлов, совершивший путешествие по Алтаю, Сибири и Средней Азии ещё в 1860-е годы.

В период монголо-татарского нашествия Алтай попал в сферу влияния Золотой Орды, а точнее племени «ойротов», известных также под именем «джунгары». Под их управлением алтайцы находились до вступления в состав Российской Империи в XVII веке, когда свыше ста местных улусов и аилов (волостей) попросили защиту под скипетром Белого Царя.

РУССКИЙ, СОВЕТСКИЙ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ АЛТАЙ

Царские власти относились к Алтаю весьма прагматично. Освоив в эпоху Петра Великого торговлю с Монголией через Чуйский тракт, они использовали природные богатства края: серебро и золото – для чеканки монет, а медь и бронзу – для отливки пушек. Вначале заводы полностью принадлежали знаменитому уральскому промышленнику А.Н. Демидову, но после его смерти горные предприятия перешли во владения русских царей. Одновременно развивалось сельское хозяйство. Им занимались переселенцы-крестьяне, поток которых значительно усилился после отмены крепостного права. Среди переселенцев было много староверов и «сектантов» разного толка, бежавших от преследования столичных властей.

В эпоху просвещения в образованной среде появился научный интерес к древнему краю, а в XIX веке началось его всестороннее изучение учёными разных специальностей.

Географ и натуралист Василий Васильевич Сапожников (1861-1924) ещё до революции обошёл весь край вдоль и поперек, поднимался на горы и ледники, собрал 415 видов растений, а затем обобщил свои исследования в научных трудах и написал книгу «По Алтаю» (1895), позже выходившую в расширенном и дополненном виде. Кстати, Сапожников первым поднялся на седло Белухи и точно вычислил её высоту.

Андрей Викторович Анохин (1867-1931), этнограф и композитор, увлечённо занимался изучением музыкального наследия алтайцев. Он записал более 500 народных песен, не считая фольклор других народов Сибири. На этой основе Анохин издал сборник песен, написал труды по шаманству и буддийской храмовой музыке, а также сочинил около сотни авторских произведений, среди которых наиболее известны сюита «Хан Алтай», поэма «Хан-Эрлик» и оратория «Талай-Хан». Именем Анохина назван краеведческий музей в Горно-Алтайске.

Ещё одна знаменитость – Григорий Иванович Чорос-Гуркин (1970-1937), основоположник алтайской живописи, этнограф и общественный деятель. Он учился в мастерской нашего великого пейзажиста И.И. Шишкина, а после 1903 года поселился в деревне Анос и стал писать серию живописных картин с местными видами: «Катунь весной», «Хан-Алтай», «Озеро горных духов» и многие другие, которые с успехом показывал на передвижных выставках. В годы гражданской войны Чорос-Гуркин был председателем Алтайской горной думы, но вместе с белогвардейцами бежал в Монголию и Туву. В 1937 году его арестовала советская власть и расстреляла как контрреволюционера.

Утверждение Советской власти на Алтае – это большая, сложная и драматичная тема. Первая попытка в 1917 году была подавлена контрреволюцией, и верховым правителем Сибири стал адмирал Колчак. В конце 1919 года власть Советов была восстановлена, но она не принесла стабильности. Массовые репрессии против «кулаков», а на самом деле против зажиточных крестьян и инакомыслящих, начались в конце 1920-х годов в период «коллективизации» и «расказачивания». В 1930-е годы сталинская политика Большого террора достигал своего пика.

В годы Великой Отечественной войны Алтай стал одним из важных центров тыла и эвакуации промышленности. Сюда из западных регионов СССР переехало боле 100 предприятий. Это способствовало экономическому развитию региона, строительству новых дорог, населенных пунктов, учебных заведений. В послевоенные годы предгорный край стал превращаться в современный, многонациональный регион.

Образ советского Алтая известен многим из моих современников по рассказам Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), а ещё более по его художественным фильмам: «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», снятым на Чуйском тракте. Его родное село Сростки, где на горе Пикет установлен большой памятник всеми любимому писателю, стало центром паломничества и местом проведения ежегодных шишкинских фестивалей. От себя лично добавлю, что в 1970-годы, обучаясь на первом курсе Московского государственного педагогического института иностранных языков, я написал на кафедре русского языка курсовую работу «Синонимический ряд на примере сочинений В.М. Шукшина». А когда я стал преподавателем в этом же ВУЗе, то волей Судьбы старшая дочь Василия Макаревича – Маша Шукшина – была моей студенткой и даже ходила в мой научный кружок. Поистине, «мир тесен»!

В наше время родина Шукшина получила республиканский статус с административным центром в Горно-Алтайске. Местный язык имеет государственный статус, национальные традиции бережно охраняются законом и стали одним из факторов развития местного туризма. На народных праздниках аборигены носят национальную одежду, поют песни на родном языке, исполняют старинные танцы. Коренные алтайцы живут преимущественно в обычных домах и квартирах, но некоторые семьи имеют во дворах традиционные юрты (аилы).

Среди местных этнографов большим авторитетом пользуется учёный-тюрколог  Сазон Саймович Сураказов (1925-1980), писатель, филолог, крупный исследователь фольклора Сибири. Он лично записал 19 крупных эпических произведений общим объемом более 35 тысяч стихотворений и стал составителем 10-томного свода героического эпоса «Алтайские богатыри» (1957-1980).

Когда я прилетел в Горно-Алтайск, преодолев расстояние в 3,5 тысячи километров, и пересел в автомобильный транспорт, моими спутниками по небольшой маршрутке оказалась семья коренных аборигенов. Узнав, что я историк-исследователь, они с удовольствием стали рассказывать о своём быте и житейских проблемах. Деревенские алтайцы живут в основном сельским хозяйством, животноводством и рыболовством, а урбанизированные ведут примерно тот же образ жизни, что и большинство россиян.

ПРОГУЛКА ПО БИЙСКУ

Во время своей первой, кратковренной поездки в Алтайский край мне не удалось много путешествовать, поскольку задача стояла иная – пройди в течение 10 дней вводный курс по Раджа-Йоге, который предложила освоить гостеприимная хозяйка Елизавета Карлина. Цель была достигнута, и у нас даже осталось немного времени, чтобы вместе прогуляться по округе, выехать из деревни, где мы жили замкнуто, и совершить экскурсию по районной столице.

Старинный город Бийск находится в долине реки Бия, недалеко от её слияния с Катунью.  Здесь предгорье Алтая, где кончается длинная дорога из Казахских степей через западную Сибирь. Отсюда начинается знаменитый Чуйский тракт, пересекающий алтайские горы и далее следующий в Монголию и Китай.

По приказу императора Петра Великого в 1709 году недалеко от нынешнего Бийска была построена деревянная крепость, но скоро она была разрушена кочевниками-джунгарами. Пришлось строить новую, на 20 км выше по течению реки. Бийский острог постепенно вырос в уездный город. Он входил сначала в Тобольскую губернию, а затем в Томскую.

В 1830 году провинциальный купеческий городок стал центром Алтайской духовной миссии. Её основал архимандрит Макарий (Глухарёв Михаил Яковлевич), позже причисленный к лику святых. Священник, постоянно проводивший богослужения, многие годы посвятил переводу на русский язык древней части Ветхого завета, а здесь положил начало изучению алтайского языка, составил словарь местных наречий. Миссионерское дело архимандрита Макария продолжил его духовный тёзка Макарий (Невский), через 15 лет благочестивого служения назначенный епископом Томским, а затем Митрополитом Московским и Коломенским.

Ещё в дореволюционные годы в центре православного Алтая были заложены самые величественные храмы: Александро-Невская церковь на Оби, которую мы посетили, Бийский Успенский собор в старинной части города, храм Дмитрия Ростовского и другие.

Исторически сложившийся речной порт, связывающий Чуйский тракт через Обь с Северно-Ледовитым океаном, становится с начала XX века важным железнодорожным узлом Алтайского края. Он соединён с Трансибирской магистралью, самой длинной в мире железной дорогой, везущей грузы на Дальний Восток, к Тихому океану.

Значение Чуйского тракта настолько велико, что ему посвящён специальный музей, привлекающий внимание туристов. Любители древней истории посещают Байский краеведческий музей им. В.В.Бианки, а почитатели Н.К. Рериха – дом памяти его алтайской экспедиции.

Мне, к сожалению, не удалось побывать в этих музеях, но мы прогулялись по центру города, посмотрели и сфотографировали старинные здания, бывшие купеческие усадьбы, училища и общественные здания.

Современный Бийск – это не только административный центр Алтайского края с населением более 200 тысяч жителей, но также наукоград, стратегически важный для нашей оборонной промышленности и российской экономики в целом. Здесь много учебных заведений, а, следовательно, молодежи, как местной, так и приезжающей из разных мест нашей необъятной родины.

Заглянув из любопытства в один из величественных кирпичных особняков, мы оказались в старом корпусе Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина. В ответ на мою просьбу к администрации рассказать немного об истории учреждения нам не только прочитали небольшую лекцию, на даже открыли университетский Музей этнической культуры Алтая, где его руководитель – Татьяна Аркадьевна Панчук – с любовью провела подробную экскурсию. Её содержательную сторону я частично изложил выше, а тут добавлю, что в музее оказалось много экспонатов, реконструированных студентами в полный размер (см. фотографии к разделу «От Скифии до тюркского каганата»). Таким образом мы получили достаточно полное представление о том, как выглядели и жили древние обитатели края – скифы, тюрки, казахи и русские староверы.

Конечно, сведения, изложенные в этом очерке, почерпнуты не только во время недавней поездки в Сибирь, но она дала мощный творческий толчок для обобщения и осмысления прочитанного прежде.

Спасибо всем, кто проложил пути из Руси на Алтай, в этот священный край дивных гор, рек и озёр, будущий расцвет которого связывают с наступлением нового Золотого века.

Павел Тулаев, июнь 2019 года.