ЗАГАДОЧНЫЙ ПОРТРЕТ ИЗ БЕЛЬГИИ

Судьба старинных картин подобна судьбе людей. Она полна тайн, приключений и открытий. Вспомните сенсацию с книгой «Код Да Винчи», на основе которой был снят одноименный фильм. Миллионы людей во всем мире распутывали клубок загадок, плутая по лабиринтам детектива Дэна Брауна. И таких примеров сотни.

Совсем недавно одному моему знакомому коллекционеру попала в руки картина, захватившая его внимание из-за таинственного происхождения. Речь идет о портрете графини Александры Гурьёль (Alec Gourjault), написанном Софией Бурсовой (Sophie de Boursoff) в 1909 году в Брюсселе. Этой картины нет в известных каталогах, поэтому у экспертов она вызывает больше вопросов, чем ответов.

Французская фамилия Гурьёль, имеющая свой герб, весьма известна во Франции и западной Европе в целом. Её родоначальники имели высокий графский титул Le Comte, что некогда означало королевского служащего, который управлял определенной землей и осуществлял также судебные функции. В Бельгии всего около 80 семей, имеющие графский титул. А тех, кто носил фамилию Гурьёль до революции было всего 24 человека.

К какой из этих семей принадлежала милая девочка Александра, изображенная на картине? Пока трудно сказать.

Не много мы знаем и об авторе картины, подписавшийся на французский манер – Sophie de Boursoff. Фамилия Бурсовых достаточно известна специалистам по генеалогии, поскольку она дворянского происхождения. Первый знаменитый предок Трофим Бурцов упоминается еще в документах XVI века. Бурцовы были прославленными воинами, героями русско-турецких войн. Их герб состоит из двухчастного щита с серебряной крепостью с саблей и наконечниками копий, который увенчан рыцарским шлемом. Этот доблестный щит держат вооруженный мечем воин и воинственный лев.

Могла ли дворянка из рода Бурцовых стать художником или просто увлекаться живописью? Безусловно – да! Во второй половине XIX века изобразительным искусством занимались даже царственные особы, великие князья, а не только художники-передвижники. Место и время рождения Софии Бурцовой пока определить не удалось. Мы рассчитываем на помощь знатоков.

Еще одна загадка портрета из Бельгии – это неточно написанная фамилия Гурьёль. По-видимому, автор или владелец, воспроизводил эту сложную для правописания фамилию по памяти или недостаточно владел французским языком.

Из дореволюционного прошлого на нас смотрят голубые глаза милой, розовощекой девочки. Она одна из миллионов современников отдаленной драматической эпохи, но именно ей суждено было остаться в памяти благодаря портрету Софии Бурсовой. Каким образом русская дворянка попала в Бельгию? Что связывало два знатных рода? А может быть, связывает их по сей день?

Эти вопросы я обращаю к читателям, которые любят тайны прошлого и готовы поделиться с нами своим мнением. Мы ждем ваших писем с гипотезами и комментариями.

Павел Тулаев